Илларион Прянишников написал картину «В 1812 году» под впечатлением от романа Льва Толстого «Война и мир». Художнику удалось проиллюстрировать слова писателя о том, что дубина народной войны обрушилась на врага со всей грозной и величественной силой.

— Ванечка, я думала, ты уже ушел из Третьяковской галереи. А ты решил меня дождаться?
— На улице дождик, Маргарита Константиновна, я подумал — вдруг вы без зонта? А у меня огромный. Можно я вас провожу?
— Спасибо тебе, дружочек, у меня и впрямь ни зонтика нет, ни дождевика. А там ещё и похолодало так резко. Видишь, надела на себя всё, что оказалось в кабинете — и рабочий халат, и куртку, и косынку старую нейлоновую. Нарядилась, как побеждённый француз.
— Побеждённый француз?
— Я имею в виду солдат Наполеона, отступавших в 1812 году. Пока мы не ушли из Третьяковки, пойдём, я тебе покажу, как выглядели оккупанты в конце той Отечественной войны. Вот, посмотри.
— Картина Иллариона Прянишникова «В 1812 году». Это пленные?
— Да, пленные, захваченные партизанами.
— Вид у французов жалкий. Мёрзнут, бедные. Снег, ветрище, а они в тонких мундирах. Какими-то тряпками обмотались, чтобы согреться. Но меня знаете, что смущает в картине, Маргарита Константиновна?
— Что, Ванечка?
— Илларион Прянишников как будто хотел подчеркнуть, что именно мороз помог русской армии одержать победу над французами в 1812 году. У нас в школе некоторые ребята так считают, я с ними столько спорил на уроке истории! А тут вдруг художник девятнадцатого века на их стороне выступает.
— Нет, Ваня. Если бы Прянишников участвовал в дискуссии о причинах русской победы над Наполеоном, в первую очередь он назвал бы народное единение.
— Вот и я так думаю!
— Свою картину художник начал писать в 1869 году, после того, как Лев Толстой опубликовал роман «Война и мир». Художник был глубоко впечатлён этим произведением. На картине «В 1812 году» он как будто проиллюстрировал слова писателя о том, что дубина народной войны обрушилась на врага со всей грозной и величественной силой.
— А где на картине иллюстрация этих слов?
— Ну вот, посмотри. Французов сопровождают крестьяне с нехитрым оружием — вилами и рогатинами. Эти люди с самого начала оккупации развернули партизанскую войну. Кутузов, как гениальный стратег, заставил противника продвинуться вглубь России, чтобы измотать, обессилить его. А жители сёл и деревень, по которым проходил Наполеон, делали всё, чтобы его путь не стал победным. Они разрушали мосты, отвоёвывали обозы с провизией и не позволяли врагу пополнить припасы. В этом противостоянии принимали участие все, вне зависимости от пола и возраста. И Прянишников об этом свидетельствует. На картине «В 1812 году» пленных ведут старик-крестьянин и женщины с вилами.
— И французы не сопротивляются!
— Они деморализованы самоотверженным сопротивлением русских. Метаморфозу, которая произошла с доблестными европейскими воинами в России, олицетворяет офицер в центре картины. Его красные эполеты и барабан за спиной напоминают о прежних амбициях, а на голове платок намотан по-бабьи. Который, надо полагать, пожертвовала французу одна из крестьянок.
— Оккупантов ещё и жалели!
— Жалели. И по велению сердца, и по призыву Кутузова. Помнишь, в «Войне и мире» Толстой приводит слова фельдмаршала, обращённые к солдатам: «Вам трудно, да всё же вы дома; а французы видите, до чего дошли — хуже нищих последних. Теперь их и пожалеть можно».
— Даже не знаю, чем я больше восхищаюсь — всеобщим единением русских в минуту угрозы или способностью проявить милосердие к побеждённому.
— Восхищался этими качествами своего народа и художник Илларион Прянишников. В картине «В 1812» году он выразил признательность соотечественникам. Полотно стало своеобразным памятником народному подвигу, и его стоит почтить, посещая Третьяковскую галерею.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Деяния святых апостолов

Деян., 24 зач., X, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является главным препятствием на нашем пути к Богу? И как его устранить? Ответ на этот вопрос можем найти в отрывке из 10-й главы книги Деяний святых Апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных хамах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,
2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!
4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.
5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.
6 Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
7 Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем
8 и, рассказав им все, послал их в Иоппию.
9 На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.
10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление
11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;
12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.
13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.
15 Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.
Корнилий, о котором мы слышим в только что прозвучавшем отрывке, был римским офицером, язычником, который верил в Бога Израиля. На это намекают слова Писания о том, что он творил «много милостыни народу». Слово греческого оригинала «народ» указывает именно на Израильский народ. При этом по какой-то причине Корнилий не принимал обрезания, а потому не принадлежал иудейской религии и не считался полноправными членом народа Божия. Несмотря на все свои заслуги, Корнилий считался для иудеев нечистым.
Апостол Пётр, к которому ангел Господень посылает Корнилия, родился и вырос в иудейской традиции веры. Он разделял многие воззрения своих единоверцев. Причём не только возвышенные, но и те, которые можно было бы назвать предрассудками и заблуждениями. Это касалось и его отношения к язычникам. После Пятидесятницы мышление апостолов изменилось не сразу. Какое-то время некоторые христиане считали, что войти в Церковь можно только предварительно приняв иудейскую веру. Человек должен обрезаться, узнать закон Моисеев и лишь потом принимать Крещение во имя Христа. Пётр был одним из представителей этой партии. А потому в прозвучавшем отрывке Бог готовит его к встрече с Корнилием. Впервые язычник должен стать христианином, минуя иудаизм. И крестить его должен именно Пётр.
Три раза апостолу было видение с нечистыми животными, три раза Господь призывает его принять их в пищу, три раза Пётр отказывается это делать, ссылаясь на свои религиозные убеждения, и три раза Господь вразумляет его словами: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Другими словами, Он словно говорит Петру: если для Бога нет нечистых животных, то тем более для него нет нечистых людей. Бог хочет, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины.
Интересная аналогия возникает с этим троекратным видением. Мы помним, что Пётр на Тайной вечери самоуверенно клялся Спасителю в верности. Но потом трижды отрёкся от Учителя во дворе Первосвященника. После Своего воскресения Господь, чтобы облегчИть тяжесть вины апостола трижды задаёт ему вопрос, любит ли Пётр Его. И трижды Пётр клянётся Спасителю в своей преданности и любви. И вот к апостолу снова обращён троекратный призыв. Не намекает ли Господь Петру на то, что он слишком вцепился в свои ветхие представления о том, как именно должен действовать Бог в жизни людей и всего мира? Не предупреждает ли, что ему следует проявить гибкость и отступить, смириться перед волей Божией, чтобы опять не упасть? И Пётр отступает. Он смиряется перед Богом. И в результате Церковь открывает свои двери для язычников.
Этот божественный урок адресован и всем нам. Как часто мы не можем впустить в свою жизнь Бога именно по той причине, что слишком много знаем о Нём и Его планах. У нас на всё есть своё экспертное мнение. Мы готовы высказаться о каждом событии. Каждому человеку мы готовы дать оценку. Но Господь ждёт от нас не этого. Он хочет, чтобы мы просто следовали Его воле. В сердечной простоте совершали по отношению к тем, кто нас окружает, дела любви, милости и прощения. Лишь в этом случае препятствия между нами и Богом пропадут. И Он Сам направит течение нашей жизни в нужную сторону.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов