В былые времена приготовление варенья в дворянских домах считалось настоящим искусством. На картине Владимира Маковского «Варят варенье» изображена пара пожилых помещиков, которая радует друг для друга этой милой семейной традицией.
— Маргарита Константиновна, вы обещали мне рецепт своего фирменного вишнёвого варенья!
— Да, да, Наташенька, я помню. Только боюсь, не смогу тебя чем-то удивить. Ничего особенного в моём рецепте нет. Разве что сироп я готовлю на отваре из вишнёвых листьев. Так меня научила мама, а её бабушка.
— Сироп на листьях? Вот это да! А косточки вынимаете?
— Нет, у нас в семье принято с косточками варить.
— С косточками — на старинный манер?
— Мне кажется, в старину использовали оба способа — и с косточками, и без. Раз уж мы с тобой встретились здесь, в Третьяковской галерее, пойдём, я покажу тебе картину середины девятнадцатого века, на которой из вишни вынимают косточки. Вот, посмотри, полотно так и называется — «Варят варенье».
— Ой, какая картина уютная! Двор обнесён забором. Старушка в белом чепце ложкой помешивает варенье в медном тазу на печке-буржуйке. Рядом за столом сидит её почтенный супруг и готовит новую порцию ягод. Он, действительно, вынимает косточки из вишен. Автор работы — художник Маковский. Это тот самый, что собрал большую коллекцию древностей?
— Нет, Наташа. Коллекция предметов допетровского времени была у Константина Маковского, а «Варят варенье» написал его родной брат Владимир.
— То-то я думаю, стиль другой. Я привыкла под фамилией Маковского видеть портреты боярышень в кокошниках, жанровые сцены с людьми в кафтанах и сарафанах — яркие, броские. А тут такое скромное полотно в мягких тонах.
— У каждого из братьев Маковских была своя миссия в искусстве. Константин реконструировал прошлое и возвращал его фрагменты в красках. А Владимир отображал текущую жизнь — правдиво и трепетно.
— Насчет правдивости у меня сомнения, Маргарита Константиновна. Вот как вы думаете, к какому сословию принадлежат герои картины «Варят варенье»?
— Надо полагать, они небогатые дворяне.
— Так почему же пожилые помещики сами готовят себе лакомство, или даже делают запасы на зиму? Ведь трудиться по хозяйству им не по чину.
— Это заблуждение! Приготовление варенья в дворянских домах считалось искусством, девушек обучали этому наряду с музыкой, танцами и рисованием. Особым достоинством было иметь свой секретный рецепт десерта. Конечно, черновую работу, как правило, выполняли слуги. Но Владимир Маковский написал свою картину в 1876 году, через пятнадцать лет после отмены крепостного права. В это время многие помещики обеднели, а то и просто разорились. Им приходилось обходиться без слуг.
— Думаете, эта участь постигла и пожилых супругов на картине «Варят варенье»?
— Скорее всего. Видишь, обстановка в саду довольно скромная. От прежней барской роскоши у старичков остались только одежда — шёлковая блуза и бархатный жилет у мужа, кружевной чепец у жены. Наряд не к месту — согласись, странно чистить ягоды в белых брюках. Но приготовление варенья много лет проходило в доме торжественно и чинно, и старички не хотят отказываться от этой милой сердцу традиции. Они надели свои лучшие вещи, чтобы создать праздничную обстановку.
— Но для чего?
— Скорее, для кого. Друг для друга, Наташа. Эти двое живут друг для друга, оберегают, поддерживают. Как, помнишь, старосветские помещики у Гоголя. Это, если хочешь, маленький повседневный подвиг — не капризничать, не унывать, не опускать руки. А находить радости в простых обыденных вещах и делиться ими, питать ими родного человека, чтобы он жил счастливо, несмотря на годы и невзгоды.
— Может быть, это и есть настоящая любовь?
— Конечно. Потому и веет от полотна Владимира Маковского добротой и покоем. Вот так придёшь в Третьяковку, постоишь перед картиной с незатейливым названием «Варят варенье» — и на душе теплеет.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.