Победа над смертью, высеченная в белом мраморе Марком Антокольским - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Победа над смертью, высеченная в белом мраморе Марком Антокольским

* Поделиться

Радость Рая можно познать и на земле — в молитвенном общении с Богом. Об этом говорит нам образ хрупкой на вид героини скульптуры Марка Антокольского «Христианская мученица», крепкая вера которой помогает ей нести особый крест.


«Христианская мученица» Марк Антокольский, 1887-1888 гг. Из собрания Третьяковской галереи

— Маргарита Константиновна, здравствуйте! Вы что же это мимо проходите, как чужая?

— Простите, Владимир Николаевич, здравствуйте, дорогой! Вы так углубились в созерцание скульптуры Марка Антокольского «Христианская мученица», что я решила подождать, пока Вы освободитесь.

— Статуя удивительная! Словно живая! Как я раньше мимо неё проходил здесь, в Третьяковской галерее, и не видел?

— Многие посетители не сразу замечают это творение Антокольского. Белый мрамор, из которого выполнена скульптура, почти сливается с пространством, как поток света.

— Верно! Эта хрупкая девочка в оборванном ветхом платьице будто из света создана, а не из камня. Такая одинокая, беззащитная — у меня прямо сердце сжалось от сострадания. Только голуби льнут к её ногам, словно тоже жалеют.

— Нет, мой друг, девушка, которую скульптор представил в мраморе, не одинока. Она со Христом. И голуби вокруг неё символизируют присутствие Святого Духа.

— Вы хотите сказать, что Марк Антокольский изобразил душу в раю, после смерти?

— Тот, кто пребывает в молитвенном общении с Богом, узнаёт радость Рая уже в земной жизни. Христос об этом сказал в Евангелии: «Царство Небесное — внутри вас».

— Но как же можно говорить о радости, если скульптура называется «мученица»?

— В первые века христианства мученик именовался греческим словом «мартирос», что в буквальном переводе означает «свидетель». Так называли человека, который своими страданиями засвидетельствовал, что Христос для него дороже благополучия и самой жизни. И этот выбор — не теоретический. Христианин имел радостный опыт общения с Богом, пребывания в Нём — опыт того самого Небесного Царства.

— Маргарита Константиновна, а что за предмет на коленях у мученицы?

— Это мраморная табличка, на которой изображена монограмма — две буквы имени Христа изобразили пересеченными между собой, и из них получился крест.

— Из греческих букв?

— Да, из греческих. По преданию, именно такой крест с надписью «Сим победишь!» увидел на небе римский император Константин Великий перед битвой со своим конкурентом Максенцием. Монограмма стала одним из символов победы Христа над смертью. Именно в этом качестве Марк Антокольский поместил её на свою скульптурную композицию, созданную в 1887 году.

— Табличка с монограммой такая массивная, а девушка держит её, едва касаясь кончиками тонких пальцев. Неужели скульптор не понимал, что это невозможно?

— Думаю, что так он хотел напомнить слова Христа «бремя моё легко». Нести свой крест, исполняя заповеди Бога, для христианина отрадно.

— Маргарита Константиновна, а тонкая черта на шее девушки, словно трещина — это тоже какой-то символ?

— Нет, Владимир Николаевич, это трещина и есть. Скульптуру разбили в 1893 году при транспортировке с выставки в Санкт-Петербургской академии художеств сюда, в Третьяковскую галерею. Антокольский предложил тогда сделать копию, но создатель музея, Павел Третьяков, решительно отказался. Он посчитал, что нужно сохранить оригинал, в который автор вложил немало труда и любви.

— Отрадно, что труд скульптора не пропал даром!

— И любовь к Богу и людям, воплощённая в скульптуре «Христианская мученица», тихим светом теплится в пространстве Третьяковской галереи.


Все выпуски программы Свидание с шедевром

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем