Флп., 243 зач., II, 24-30.
Глава 2.
24 Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам.
25 Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей,
26 потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни.
27 Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали.
28 Посему я скорее послал его, чтобы вы, увидев его снова, возрадовались, и я был менее печален.
29 Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении,
30 ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Исследователи и толкователи Послания апостола Павла к Филиппийцам практически единогласно говорят о том, что Епафродит, о котором в этом отрывке пишет апостол Павел, был из Филипп, и что именно он доставил туда написанное апостолом послание. Очень любопытна та рекомендация, которую Павел дает Епафродиту: он называет его братом, сотрудником, сподвижником, посланником и служителем. Апостол не скупится на похвалы и добрые эпитеты, он пишет о том, что Епафродит болел, и болел тяжело, но выздоровел, а если бы этого не произошло, то Павел был бы очень опечален. Из всего этого можно сделать вывод, что Епафродит был близок апостолу, очень ему дорог, а еще он был ему нужен для дела христианской миссии. Все те слова, которыми Павел описывает Епафродита, указывают на суть его христианского служения — она состояла в помощи другим, старшим апостолам. Но помогать можно очень по-разному. Можно в помощи видеть лишь временный этап, и стремиться максимально быстро этот этап завершить с тем, чтобы перейти к самостоятельной деятельности, чтобы, к примеру, стать во главе христианской общины. Тогда как путь Епафродита был иным, он не тяготился своим подчиненным положением, и был верным помощником апостола Павла.
Особо обращает на себя внимание выражение апостолом Павлом радости по поводу того, что «Бог помиловал» Епафродита, то есть, иными словами, Бог исцелил его. В выздоровлении своего помощника апостол видит милостью Божию. Радость Павла по этому поводу резко контрастирует с его же словами, которые находятся в первой главе этого же послания, там апостол написал: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше». То есть в первой главе Послания к Филиппийцам Павел пишет о своем собственном желании как можно скорее закончить земной путь и быть со Христом, а во второй апостол видит в избавления своего помощника от смерти милость Божию. На первый взгляд здесь есть некоторое противоречие. В древности были еретики, которые основываясь на высказанном апостолом Павлом желании «разрешиться и быть со Христом» видели указание на то, что земная телесная жизнь ничего не стоит, что христианам не должно глубоко погружаться в нее, потому что настоящая жизнь — там, за границей смерти. Но Церковь, основываясь на словах все того же апостола, сопоставляет сказанное им в первой главе со словами из второй главы, и делает вывод, что милость Божия в равной степени проявляет себя как в смерти, так и в жизни. Но при этом жизнь — это базовая ценность, ее нельзя подвергать сомнению, ведь Сам Христос никому и нигде не говорил, что для кого-то смерть представляется лучшим исходом, напротив, Он исцелял и воскрешал, Он делал все для того, чтобы отодвинуть смерть.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.