
Деян., 41 зач., XVIII, 22-28.
Глава 18.
22 Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.
23 И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.
24 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
25 Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
26 Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
27 А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью,
28 ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Заповедь о любви занимает в проповеди Христа настолько важное место, что попросту несопоставима ни с какими другими. О ней говорится чаще всего. Вместе с тем, нет, кажется, заповеди более трудной, чем заповедь о любви. И каждый из нас знает это на собственном опыте.
Может быть, именно это странное сочетание очевидности и одновременно трудности приводит к тому, что всякий разговор о ней выглядит избыточным и, малоприменимым к жизни. Есть заповеди попроще, и мы стараемся сконцентрироваться на них. Как никто во взрослой жизни не обсуждает таблицу умножения, ощущая ее пройденным этапом, так в любви — все выглядит очевидным. И все же, в отличие от таблицы умножения, в этом случае очевидность соседствует с трудностью. Каждый имеет опыт ошибок и неудач, причем опыт настолько явный, что проще перестать пытаться, чем постоянно об этом переживать.
В сегодняшнем чтении мы слышим том, что апостол Павел продолжает свои миссионерские труды. В то же время, особое внимание посвящено не ему, но поступку его Ефесских учеников Акилы и Прискиллы, супругов, с которыми апостол познакомился задолго до этого в Коринфе. Что же такого они совершили?
Как известно, кроме учеников самого Христа, в империи и даже за ее пределами, проповедовали люди, которые не были близки к первоначальной апостольской общине. Может быть они были учениками учеников, может быть когда-то слышали Самого Христа, во время Его земной проповеди. Одним из таких проповедников, был АполлОс, который пришел в Ефес и в местной синагоге стал проповедовать путь Господень. Судя по всему, он был знаком с проповедью Христа, но первоначально был учеником Иоанна Крестителя. Суть его проповеди нам неизвестна, но автор книги Деяний, евангелист Лука, говорит только, что, хотя в целом она была верна, но вместе с тем неполноценна, так как он знал только крещение Иоанново.
Что же делают Акила и Прескилла? Услышав его проповедь, они зовут его к себе и точнее объясняют ему путь Господень, по всей видимости, говоря о необходимости собственно христианского крещения и объясняя его смысл.
Кажется, ничего необычного, они все правильно сделали. С последним не поспоришь, но вот первое совершенно не так очевидно. Посмотрим на нашу собственную жизнь! Когда мы видим, что кто-нибудь неправ, что мы делаем? Пытаемся с любовью восполнить незнание этого человека? Исполняя заповедь Христову, обращаемся к человеку один на один? Уточняем его отношение к проблеме и стараемся разобраться с проблемой на самом простом уровне, не опорочив его перед окружающими? Конечно, все мы очень разные. Однако общий тренд, как кажется, очевиден и прямо противоположен поступку Павловых учеников.
Нам часто кажется, что любовь — это что-то возвышенное и трудное, недостижимое для нас, простых людей. На самом деле поступки, которые связаны с ней постоянно перед нами. В семье, на работе, в социальных сетях — не сплетничать, не злословить, не бросаться на того, кто неправ, как будто от этого зависят судьбы мира... Ведь если от чего эти судьбы и зависят, так это от любви, от того научились ли мы не только говорить о ней, но действительно по ней поступать.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема