
Памятник-фонтан Георгию Победоносцу на Комсомольской площади. Фото: https://flic.kr/p/MjXUGX
Много веков назад у крестьянина, жившего рядом с Никомидией, одним из ближневосточных городов, случилось несчастье — его вол сорвался в пропасть и погиб. Хозяин животного был человеком небогатым. Вол у него был всего один, купить нового ему не позволяли средства. Находясь в отчаянии, тот человек не знал, как ему дальше жить. Но вдруг он услышал — в городской тюрьме находится заключённый, обладающий удивительными способностями и якобы умеющий возвращать жизнь в мёртвое тело. В другой ситуации этот человек пропустил бы подобное известие мимо ушей, но сейчас он был готов принять любую помощь. И вот крестьянин уже спешит к тюрьме, подкупает стражников за пару монет и подходит к камере того самого заключённого. Что он видит? На каменном полу лежит молодой мужчина, на теле которого имеются следы жесточайших пыток. Крестьянин понял — его несчастье ничто, по сравнению с тем, что пришлось перенести этому заключённому. Он уже собирался уйти, так и не произнеся своей просьбы. Но неожиданно пленник открыл глаза и сказал крестьянину: «Не печалься! Иди домой. Волею Иисуса Христа, Бога, которому я служу, твой вол вновь станет жив и невредим». Обрадованный крестьянин поспешил домой, где действительно нашёл своего быка живым и здоровым. Через несколько дней он услышал, что заключённый, помогший ему, убит по приказу императора.
Имя этого человека осталось в истории и знакомо каждому православному христианину. Его звали Георгий, а Церковь почитает его как святого великомученика Георгия Победоносца.
Память святого Георгия празднуется Православной Церковью 6 мая по новому стилю. Традиция его почитания сохраняется с глубокой древности.
Георгий был выходцем из богатой семьи, жившей в городе Бейруте (теперь — столица государства Ливан). Мы не знаем имён родителей Георгия, но известно, что они были христианами и сына своего также воспитали в христианской вере.
С юных лет Георгий желал поступить на военную службу — он был физически развит, храбр и благороден. Став воином римской армии Георгий вскоре достигнул звания тысяченачальника (по-нашему — полковника). Благодаря своим талантам он становится приближённым императора Диоклетиана.
Диоклетиан — очень интересная личность. Это был человек с абсолютно государственным мышлением. Для него не существовало личных нужд, все свои личные желания и стремления он приносил в жертву потребностям государства. Диоклетиан, желая укрепить Римскую империю, в какой-то момент решил восстановить древний культ поклонения императору как божеству. Все, кто не хотел признать величие императора, должны были подвергнуться смерти.
Так начались гонения на христиан — ведь, прежде всего, христиане отказывались соблюдать культ императора, считая это предательством своей веры. Георгий понимал, что его тоже ожидают страдания. Будучи храбрым человеком, он сам явился Диоклетиану и объявил себя христианином.
Диоклетиан был в недоумении — его верный воин называет себя христианином и отказывается почитать императора за бога. Он пытался уговорить Георгия отречься от Христа. Но когда Диоклетиан понял, что слова желаемого эффекта не приносят, приказал подвергнуть Георгия различным мучениям.
Для начала его посадили в тюрьму, а затем стали жестоко пытать. Святой мученик всё терпеливо переносил и не отрекался от своей веры. В итоге император приказал отрубить Георгию голову. Это случилось в городе Никомидии в 303-м году.
А вот как подвиг святого Георгия описывается в труде древнего историка Евсевия Кесарийского «Церковная история»: «Сразу же, как только в Никомидии был обнародован указ о Церквах, некий человек, не безызвестный, но самого высокого, по мирским представлениям, звания, движимый горячей ревностью по Боге и побуждаемый верой, схватил указ, прибитый на виду в общественном месте, и разорвал его на куски, как безбожный и нечестивейший. Этот человек, прославившийся таким образом, выдержал всё, что полагалось за такую дерзость, сохраняя до последнего вздоха ясный ум и спокойствие».
Но Церковь называет Георгия «Победоносцем» не только, потому что он является покровителем благочестивых воинов. Православная Церковь призывает нас глубже задуматься над этим именованием. Христиане называют Георгия «Победоносцем», в первую очередь, за его мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства. Благодаря примеру храбрости, явленной святым Георгием, а также благодаря подобным ему многочисленным мученикам, Римская империя уже в 4 веке начинает перерождаться из языческого государства в государство христианское. Святого Георгия часто изображают на иконах в момент, когда он копьём поражает гигантского дракона. Появление такого изображения связано с событием, которое произошло уже после кончины святого. Церковное предание повествует, что рядом с ближневосточным городом Гевал в озере поселилась огромная рептилия. Жители Гевала боялись её и, начав почитать за божество, стали приносить ей человеческие жертвы. Во время одного из таких жертвоприношений и явился перед людьми удивительный всадник на коне и поразил рептилию копьём. Этим всадником, как вы уже догадались, был святой великомученик Георгий.
Святого великомученика Георгия принято называть «Победоносцем». Многие считают — это именование связано с тем, что Георгий приносит победу в военных действиях. Действительно, святого Георгия в России принято изображать на армейских знамёнах, а главным военным орденом у нас в стране долгое время считался орден святого Георгия. Традиция воинского почитания святого отразилась во многих памятниках культуры, например, в стихотворении «Георгий Победоносец» Николая Гумилёва.
Церковь не настаивает на исторической достоверности этого чуда. Она призывает христиан воспринимать победу святого Георгия над драконом как духовный образ борьбы добра и зла внутри каждого человека. Часто мы замечаем, что в нас живут плохие привычки, злые эмоции, недоброе отношение к людям. Это и есть дракон, олицетворение злого, с которым нам помогает бороться и побеждать Церковь по молитвам святого Георгия Победоносца.
В программе использованы материалы телеканала «Россия», телеканала «Культура», центра культурных инициатив «Сретение».
12 мая. О подвиге преподобного Нектария Оптинского

Сегодня 12 мая. День памяти преподобного Нектария Оптинского, отошедшего ко Господу в 1928 году.
О его подвиге — протоиерей Владимир Быстрый.
С юных лет он стремился к духовной жизни. В 29 лет, уже будучи взрослым человеком, оставил мир и пришел в Оптину пустынь, знаменитый центр русского старчества, где наставниками его стали великие подвижники — преподобный Амвросий Оптинский и преподобный Анатолий Зерцалов. Жизнь в монастыре Нектарий начал с самых скромных послушаний. Трудился в пекарне, ухаживал за садом, носил воду. Его смирение и кротость поражали даже братьев. 20 лет он прожил в полузатворье, не разговаривая ни с кем из монахов, кроме духовника. Он имел благословение от старцев на юродство. А в 1912 году Оптинская братия избрала Нектария старцем, братским духовником, и он стал преемником Оптинских старцев. Он обладал даром прозорливости, предвидел судьбы людей и грядущие испытания России, всегда призывал к надежде. Сквозь тьму богоотступничество воссияет свет Христовой истины. К нему приезжали не только простые крестьяне, но и выдающиеся деятели культуры. Константин Леонтьев, художник Александр Болотов, актер Михаил Чехов. Ко Господу отошел преподобный Нектарий 12 мая 1928 года. В 2000 году он был прославлен в лике святых. Его жизнь напоминает, что даже в самые мрачные времена свет Христовой любви не угасает. Как говорил сам старец, любите Бога и ближних. В этом вся наука. А там, где любовь, там и Бог. Его наследие — это урок стойкости, милосердия и веры, который способно преобразить даже эпоху безверия.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 мая. О личности и трудах Виктора Григоровича

Сегодня 12 мая. В этот день в 1815 году родился филолог и славист Виктор Иванович Григорович.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Исключительно добрый, застенчивый, скромный человек, никогда не выставлявший своего имени и умевший всегда отдавать преимущество собеседнику. Он любил церковно-славянский язык и говорил о том, что язык Матери Церкви является объединяющим началом для всего православного славянства. Путешествуя по европейской части Турции, вникая в памятники филологической культуры южного славянства, особенно подробно занимаясь сербским славянством и его литературными памятниками, Виктор Иванович Григорович оставил после себя ценные труды, весь пафос которых заключается, как и в поэтическом наследии Фёдора Ивановича Тютчева, в желании обновить связи и сплотить православное славянство Европы и России, как имеющего единый духовный корень в православной культуре. Отдавая дань этому замечательному труженику российской филологической науки, помолимся, да упокоит Господь раба Божьего Виктора! И пусть его молитвами славянство, сегодня забывающее о своих корнях, восстановит попранное единство поместных православных церквей!
Все выпуски программы Актуальная тема
12 мая. О важности служения медсестёр

Сегодня 12 мая. Всемирный день медицинских сестер.
О важности служения медсестёр — священник Стахий Колотвин.
Господь гордым противится, а смиренным дает благодать. Эти слова напоминают каждому христианину о важности смиренного и скромного труда. Конечно, если мы смотрим на врачей, то это восхитительная специальность, это героическая специальность. Люди спасают ближнего, помогают, утоляют наши страдания, и сам Господь недаром носит эпитет «Врач и душ и телес». Но тем не менее, сегодня мы вспоминаем медицинских сестер. Тех людей, которые не стали великими научными светилами. Тех людей, которые, возможно, не имеют технических способностей провести тяжёлую операцию. Которые берут на себя заботу о наших немощах. Когда ты приходишь ко врачу, то от того, как встретит тебя медицинская сестра, зависит твоё расположение. Зависит твоё спокойствие. Психосоматику никто не отменял. Если ты будешь спокойнее, то будет уверенней врач. Ему проще будет тебя лечить. Кроме того, это служение помощи и заботы. Поэтому я тоже вдохновляюсь примером медицинских сестер, сестер милосердия. И мы в каждом деле должны бежать и не первенствовать, а должны помогать ближнему. Потому что если где-то мы от первенства уклонимся, Господь не осудит. А если мы смиренно ближнему не поможем, как это делают замечательные наши медицинские сестры, то тут, конечно, спрос у нас будет особый.
Все выпуски программы Актуальная тема