Рубрика «Дневник наблюдений» в этом выпуске «Журнала» была посвящена присутствию в программе 43-го Московского международного кинофестиваля фильмов православной тематики.
Речь шла о лентах:
- художественный фильм Елены Попович «Человек Божий» о святителе Нектарии Эгинском;
- документальный фильм Юлии Бочаровой «Ласточки Христовы» о православии в Сербии и Черногории;
- два документальных фильма режиссера Андрея Андреева о православных приходах, в создании и жизни которых принимает непосредственное участие архимандрит Амвросий (Макар). «Пастыри. Варезе» - о храме святого благоверного князя Александра Невского в городе Варезе в Северной Италии – о его прихожанах и настоятеле священнике Владимире Хоменко. И фильм «Пастыри. Сардиния» - о приходе в честь преподобного Саввы Освященного в городе Кальяри, о служении его настоятеля священника Николая Вольского и о других православных приходах Сардинии.
А. Митрофанова
– В этом году примечательное явление было на Московском международном кинофестивале, который, кстати, вот на прошлой неделе завершился. В разных программах фестиваля были показаны фильмы не просто христианского содержания, а впрямую говорящие о православных пастырях, о людях, для которых главное в жизни это свидетельство о Христе – это и продолжение документального цикла Андрея Андреева «Пастыри» (об одном из фильмов этого цикла мы уже говорили у нас в эфире), это и картина «Человек Божий», которая получила, кстати, ни много ни мало приз зрительских симпатий Московского кинофестиваля, то есть зрители именно этот фильм выбрали как лучший. О чем это говорит?
На связи с нами как раз сейчас одна из первых зрительниц картины, наша коллега (она и сама снимает прекрасные истории о людях, которым, ну что называется, мало жить только в горизонтальном измерении) – журналист, продюсер, автор и ведущая программы «В поисках Бога» на телеканале «Спас», Наталья Смирнова. Наташа, добрый вечер. Христос воскресе!
Н. Смирнова
– Воистину воскресе! Алла, добрый вечер. Ну вообще надо сказать, что было сначала удивление, когда я, в принципе, посмотрела программу фестиваля и увидела вот там этот фильм – фильм явно религиозный, христианский, фильм явно православный. И это было первое вообще удивление о том, как он попал на такого уровня фестиваль. Потому что ну, честно сказать, когда мы вообще в последний раз видели православное кино на таких огромных и серьезных кинофестивалях? Вот лично я такого не помню. И для меня это было первым открытием. Приятно удивило, вот когда я пришла на этот кинофестиваль (просто поделюсь своими эмоциями), приятно удивили священники, монахи в фойе кинотеатра. Было такое ощущение, что ты словно попал на телеканал «Спас», где мы каждый день встречаем наших батюшек, и это было вдвойне приятно. Ну и самое большое впечатление это, конечно, произвел сам фильм, потому что это была такая встреча с настоящим кино. Я проплакала полфильма, и на следующий день, и через день, каждый раз, когда я возвращалась к этому кино, ну слезы накатывали. И я задавала себе вопрос: ну в чем секрет этого фильма, что так зацепило? Что это, игра главного героя? Или это такой режиссерский замысел, что режиссер решил не рассказывать там детство будущего святого, он решил сразу начать с главного – с трагического, с драматического этапа в жизни святителя Нектария Эгинского? Или это все вместе, или вот это евангельский эпизод, евангельский сюжет о предательстве, забвении? И каждый раз, когда я себе задавала этот вопрос и спрашивала себя: а почему, например, я так не рыдаю над Евангелием, в чем соль? И вот я понимаю, что вот это и есть встреча с настоящим кино, живым кино, сострадательным кино, которого сейчас нам всем так не хватает. Потому что ну это сейчас редко, и несмотря на то, что ты часто смотришь, отслеживаешь какие-то новинки, такого эффекта, таких слез у меня давно не было. Потому что действительно православное кино, его нет на большом экране и это большая редкость. И от этого действительно такая большая пасхальная радость, от того, что такое кино наконец-то появилось. Я знаю также, что в основном конкурсе фестиваля участвовал документальный фильм наших коллег – Александра Матросова, Юлии Бочаровой – это «Ласточки Христовы». Ну, к сожалению, он не победил, но тем не менее то, что это кино уже тоже присутствует и попало в основной конкурс, это ну вдвойне приятно. Поэтому у меня очень большая радость, потрясение, скажем так, оттого что это кино появилось у нас сейчас. Я надеюсь, что такого кино будет больше.
А. Митрофанова
– Наташа, а как зрители реагируют в зале на подобные картины? Вот и фильм «Человек Божий», и фильм «Пастыри» – для нас это естественно, такой контент – часть нашей жизни. Для очень многих, кто приходит на фестивальные показы, это кино совершенно нетрадиционное, как оно воспринимается?
Н. Смирнова
– Да, понятное дело, что это абсолютно нестандартные картины, зритель к нему не привык, к сожалению. Но очень многие делились впечатлениями, когда выходили и говорили, что вы знаете, мы плакали, мы давно не видели этого кино. И на самом деле вопрос даже не в том, что понятно, оно религиозное, да, понятно, оно православное, но по сути это просто очень хорошее кино. Просто хорошее кино, оно о всех нас – о человеческих страданиях, о предательстве, о том, что мы все можем когда-то пережить такую ситуацию. И когда я смотрела кино, ну действительно я ловила себя на мысли: ну вот же, вот же это и у меня в жизни было, и я тоже с этим сталкивалась. То есть это кино, которое цепляет каждого, потому что оно затрагивает человеческие, общечеловеческие проблемы – любовь, предательство, изгнание.
А. Митрофанова
– Мы знаем, что у кинофестивалей есть особенность, особенно у крупных кинофестивалей – туда собираются картины, аккумулируются там определенные смыслы и темы, которые разные режиссеры, в разных точках мира, не сговариваясь, отмечают для себя как наиболее острые что ли, те темы, о которых именно им, авторам, важно в данный момент в своей жизни поразмышлять. И когда разные авторы из разных стран приезжают в одно место и смотрят картины друг друга, то нередко так бывает, выясняется, что самых разных людей, оказывается, волнуют схожие темы. На фестивалях, таким образом, смысловые тренды можно выявлять. И то что вот в Московском кинофестивале нынешнего года сразу несколько картин содержания откровенно христианского и более того, связанного именно с православным христианством, и как ты говоришь, там размышления не столько связанные с обрядовой стороной православия, сколько с содержанием, с самой сутью нашей жизни, то есть с отношениями человека и Бога – наверное, это тоже такая тенденция, нам все-таки важно стало в какой-то момент в глубину посмотреть.
Н. Смирнова
– Ты знаешь, я не видела, к сожалению, других картин, но могу сказать лишь, что это здорово, да, что и режиссеры выявили какой-то общий тренд, и почувствовали общую тенденцию к тому, что вообще надо говорить о добре, о человеческих ценностях, о том что важно друг для друга, о том что, в принципе, уже хватит снимать ну просто какой-то трэш, в жизни есть намного более важные вещи, о которых вообще-то нужно говорить и по которым зрители уже просто очень соскучились. Вот хлеб насущный, это просто сейчас духовная пища, которой так не хватает и которой очень уже хочется. Очень хорошо бы, если бы такого кино становилось все больше. Я не знаю, тенденция ли это или нет, но то что уже две-три картины, они есть на этом кинофестивале, это здорово.
А. Митрофанова
– Наташа, спасибо большое за комментарий, за твое зрительское впечатление, которым ты с нами поделилась. И, конечно, очень хочется, чтобы таких картин в нашей жизни становилось больше.
Н. Смирнова
– Спасибо огромное.
А. Митрофанова
– Журналист, продюсер, автор и ведущая программы «В поисках Бога» на телеканал «Спас», Наталья Смирнова была с нами на связи. Вы слушаете радио «Вера», в эфире наш еженедельный журнал.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Благодарение Богу»
Вчера маме сделали операцию. Она, слава Богу, прошла успешно. Операция была достаточно сложная, и мы с папой и сестрой усердно молились о её успехе. В храме подали записки о здравии мамы и заказали специальный молебен, он так и называется «Чин молебного пения пред хирургическим действием». В молитве молебна я запомнила слова, в которых священник просит Бога укрепить руку хирурга.
И сегодня утром, когда мама уже могла поговорить со мной по телефону, она хвалила врача и его ювелирную работу. Мамин голос был слабым, но радостным. Она уже пошла на поправку.
И мне подумалось, что в случае какой-то нужды мы долго и усердно просим Господа о помощи. А получив просимое, спасибо Ему говорим как-то по-быстрому, коротко, наспех. А ведь благодарить Бога надо так же усердно, как и просить. Я позвала папу и сестру. Перед семейными иконами мы встали на молитву благодарить и прославлять Бога за Его милость к нашей семье.
Все выпуски программы Утро в прозе
6 мая. О тайной вере святой Мученицы Александры Римской
Сегодня 6 мая. День памяти Мученицы Александры Римской.
О тайной вере святой, — протоиерей Михаил Самохин.