
«Иосиф стал визирем Египта», иллюстрация, 1926 год
Поля истощились от засухи, второй год царившей в Ханаане. Вдоль бесплодной полосы тяжело брёл Иаков, правнук родоначальника еврейского народа, праотца Авраама. Он ждал возвращения сыновей из Египта. Они отправились туда, чтобы купить хлеба и спасти семью от голодной смерти.
Из двенадцати наследников Иаков особенно любил двоих, рождённых Рахилью — женщиной, нежность к которой он пронёс через всю жизнь. Она умерла, рождая младшего, Вениамина. Её первенец, Иосиф, ненамного пережил мать. Он отправился на пастбище, чтобы помочь братьям, сыновьям второй жены Иакова, Лии, и погиб. Старшие дети сказали, что отрока разорвали дикие звери. Старец утешался обществом Вениамина и старался не отпускать его от себя надолго. Отправляя сыновей на чужбину, самого младшего он оставил дома.
Столб пыли на горизонте обрёл очертания каравана — это были сыновья Иакова. Приблизившись, всадники спешились и поклонились отцу до земли. Он обнял каждого и вдруг заметил, что среди вернувшихся детей нет Симеона. Иуда поспешил успокоить встревоженного отца.
— Не печалься, отец, сын твой Симеон жив. В Египте нас принял визирь фараона. Этому человеку дана большая власть! Без его позволения никто в той стране не смеет пошевелить пальцем. По его милости мы смогли купить хлеба больше, чем рассчитывали. Но он заподозрил в нас шпионов и стал расспрашивать, кто мы и откуда. Узнав, что в Ханаане у нас остался еще один брат, визирь потребовал привести его в доказательство, что мы говорим правду. А Симеона он оставил в заложниках.
Иаков горько заплакал и отказался отпускать от себя Вениамина. Но голод усугубился, хлеб в семье закончился, и отец благословил сыновей вновь отправляться в Египет. Он пообещал молиться Богу о том, чтобы визирь фараона с миром отпустил Симеона и не удерживал Вениамина.
Иуда не разделял надежд отца, что им удастся благополучно вернуться. Он шел в страну фараона в мрачном расположении духа. Сын Иакова, Иосиф, на самом деле не был растерзан зверями много лет назад. Братья, завидовавшие особому расположению родителя к отроку, продали его за двадцать сребреников купцам, ведущим караваны в Египет, и с тех пор никто не слышал о нем. Вспоминая об этом, Иуда терзался стыдом и страхом, что Бог теперь накажет всю семью за тот грех, и визирь фараона станет орудием казни. Он не ждал от иноземца ничего доброго.
Визирь встретил сыновей Иакова на пороге своего дворца, как почётных гостей. Он усадил иудеев за стол и приказал подавать им лучшие яства и вина. Они смущались, не понимая, за что им оказана такая честь. Визирь не спешил объясниться. Но только он заговорил, как слёзы хлынули из его глаз.
— Нет у меня больше сил скрывать от вас правду. Я брат ваш, Иосиф, проданный вами в Египет! Здесь я по ложному навету попал в темницу и не остался бы в живых, если б не случай. Господь умудрил меня истолковать сны фараона. Сновидения эти открыли мне, что грядут семь лет урожайных, а вслед за ними — семь голодных. Я посоветовал царю в дни изобилия копить зерно в закромах, и он поручил мне позаботиться об этом. Эти запасы позволили прокормиться не только Египту. Многие иностранцы, подобно вам, приходили сюда, чтобы найти пропитание!
Слушая Иосифа, Иуда ужасался и радовался. Наконец-то он мог освободиться от груза вины, много лет тяготившего его плечи. Он упал в ноги к брату.
— Прости нас, Иосиф! Прости, если это возможно!
— Я не держу на вас зла, Иуда! Ожидая увидеть Вениамина, я не мог решить, как поступлю с вами. А сейчас я понял, что обиды нет в моём сердце. Господь наш, Премудрый и Милосердный, все устроил ко благу! По Его Промыслу я получил власть в Египте, и это спасло от смерти всю нашу семью. Голод продлится еще пять лет, так поспешите же к отцу, скажите, что я жду его, и что здесь он ни в чем не будет нуждаться!
Проданный братьями и невинно униженный, праведный Иосиф не озлобился. Пройдя через испытания, он не только простил своих обидчиков, но кормил их, спасая от гибели. Православная церковь совершает память этого ветхозаветного святого в понедельник Страстной седмицы, видя в нём прообраз Иисуса Христа — Распятого и Воскресшего, Милующего и Питающего тех, кто верует в Бога и ищет примирения с Ним.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер