В гостях у программы "Материнский капитал" Наталья Ключ, преподаватель курса по развитию творческого воображения с элементами ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом дорогом – о семье и детях. Все мы родители хотим наилучшим образом развить и образовать наших детей, мы нанимаем педагогов по языкам, причем, говорят, сейчас самый популярный китайский. Но, оказывается, есть еще другое развитие – развитие творческого воображения. Вот об этом я и хочу поговорить со своей гостьей, Натальей Ключ – преподавателем курса по развитию творческого воображения с элементами ТРИЗ.
Н.Ключ
— Здравствуйте!
С.Бакалеева
— Здравствуйте, Наталья! Ну что, действительно, творческое воображение можно развить?
Н.Ключ
— Да, конечно. Мало того, его необходимо развивать, потому что наша жизнь сейчас стремительно меняется и каждый раз за поворотом нас ждет что-то неизвестное для нас, что-то необычное. Так вот, справляться с этими новыми поворотами, с новой информацией, создавать ее, придумывать ее, да, свой путь как-то в зоне прокладывать, нам и помогает творческое воображение.
С.Бакалеева
— Мне всегда казалось, что это какая-то данность, как талант, которая человеку либо дается, либо нет.
Н.Ключ
— Безусловно, можно и так сказать, но, в принципе, каждый человек в своей жизни планирует какие-то свои действия. Каждый человек, так, или иначе, пытается представить себе результаты своего действия, каждый человек создает в уме какие-то картины, собственно говоря, это и есть работа воображения, оно свободно льется, оно создает интересные ассоциации, оно способно решать серьезные задачи. А у кого-то чуть-чуть поменьше активности в этом смысле. Поэтому имеет смысл работать с воображением так, чтобы оно было богаче, так, чтобы оно было более управляемо и так, чтобы оно было у нас на службе, чтобы не мы нашему воображению служили, а оно работало на наши задачи, на наши цели.
С.Бакалеева
— То есть, как мышцы, его можно накачать?
Н.Ключ
— В общем, да.
С.Бакалеева
— Представляя Вас, я произнесла для самой себя загадочные слова – с элементами ТРИЗ. Вот ТРИЗ, что это такое?
Н.Ключ
— ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Ее создатель - наш соотечественник, изобретатель и писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер, для тех, кому интереснее поподробнее почитать о нем, можно посмотреть в интернете, есть сайт, посвященный его жизни и его творчеству. Это был уникальный человек, так вот, в принципе человечество непрерывно совершенствует техническую среду своего обитания, да? Каждый раз люди стараются сделать так, чтобы вещи, которые нас окружают, работали надежнее, работали быстрее, были бы дешевле, удобнее. Но, когда разработчики непосредственно пытаются улучшить какие-то технические свойства и параметры, они на каком-то этапе сталкиваются с противоречием, потому что сделали вещь удобнее, она стала дороже. Попытались сделать вещь надежнее, она стала неудобна в обращении. Научили вещь делать много функций, теперь потребовалось людей специально обучать управлению этой вещью, потому что невозможно разобраться, что за кнопки, что она делает. Таким образом…
С.Бакалеева
— А наша задача – все это совместить?
Н.Ключ
— Совершенно верно, то есть, на каком-то этапе люди заходят в тупик, когда улучшая одно, неизбежно ухудшается другое. Вот именно с этой зоной, с зоной противоречия, работает теория решения изобретательских задач. Для того, чтобы это противоречие проскочить, нужно сделать изобретение. И создатели ТРИЗ – Генрих Саулович Альтшуллер выявили ряд техник и приемов, которые помогают эти противоречия решать. Ну, а впоследствии выяснилось, что часть этих вещей, часть этих методик, на очень простом уровне, можно объяснить детям. Таким образом, наши детишки, попадая в такие противоречивые тупики, будут знать, что из них можно найти выход. И будут иметь способы решения этого противоречия.
С.Бакалеева
— А, в какие тупики, вот Вы имеете в виду, могут попасть наши дети? Это имеются в виду прямо задачи по математике в школе, или это круг этих задач и круг этих тупиков шире?
Н.Ключ
— Имеются в виду, конечно, ситуации, да, ситуации взаимодействия с предметами. Потому что, конечно, вообще-то, мир не противоречив сам по себе, он противоречив только, когда мы его обдумываем и мы с ним взаимодействуем. Вот, именно поэтому противоречие можно решить сначала с помощью приемов у себя в голове, вот, а потом уже действовать в соответствии с найденными решениями, или создавать новые вещи, которые эти противоречия решат.
С.Бакалеева
— А как эти противоречия в голове у себя разрешить? Какие-то существуют упражнения для этого?
Н.Ключ
— Да, вот знаете, мы начинаем с малышами работать над этим с самых простых вещей. Что такое…мы оглядываемся вокруг и смотрим на предметы, которые созданы людьми. Вот, что такое окно, оказывается, окно – это тоже изобретение, его когда-то, кто-то изобрел, потому что оно могло разрешить непримиримое противоречие – должна быть стена, для того, чтобы спрятаться за ней от непогодных условий, от диких зверей, от каких-то опасностей, например. Но в то же время, стены быть не должно, потому что человек должен входить и выходить. С одной стороны, стена должна быть толстая и непрозрачная, потому что такова его специфика, чем прочнее материал, а это обычно камень, дерево, другие какие-то непрозрачные обычно материалы, но, с другой стороны…
С.Бакалеева
— Должен попадать свет каким-то образом.
Н.Ключ
— Да, должен попадать свет, совершенно верно, должен попадать воздух. Вообще человеку не хочется терять полностью связь с природой, какие березы здесь красивые за окном, хочется их видеть. Таким образом, когда-то человечество придумало, как разрешить противоречие, стена должна быть и стены быть не должно. Сейчас нам кажется, что это такое…
С.Бакалеева
— Само собой разумеющееся.
Н.Ключ
— Само собой разумеющееся, но когда-то это был прорыв, а сейчас в принципе, люди научились решать очень сложные противоречия, которые, казалось бы, даже с законами природы спорят. То, что раньше было совершенно немыслимым. То есть, человек хочет находиться в космосе, в котором невозможно находиться. Как находиться там, при том, что наше тело совершенно для этого не приспособлено.
С.Бакалеева
— То есть, оставаясь в комфортных условиях мы можем видеть.
Н.Ключ
— Конечно, как находиться в земных условиях, в то же время, находясь в космических условиях – тоже непримиримое противоречие. Ну, и так далее. Начиная с каких-то простых вещей и ситуаций, мы можем подвести детей к тому, что, когда им встретится серьезное сложное противоречие, связанное с техническими устройствами, связанное с работой с какими-то законами природы, да, когда-нибудь же человечество мечтает преодолеть скорость света, которая считается конечной. Как двигаться быстрее того, что быстрее всего – тоже противоречие. И мы начинаем с простых вещей, с того, что нас окружает, мы начинаем работать со сказками. А в сказках очень интересно описаны противоречивые ситуации, и герои умеют их разрешать, не только с помощью волшебства. Мы рассматриваем игры, игрушки, смотрим, какие в них противоречия скрыты и как их можно усовершенствовать, как их можно сделать интереснее.
С.Бакалеева
— То есть, для начала нужно узнать… увидеть это противоречие в том, что нас окружает?
Н.Ключ
— Да, очень правильно, Софья. Значит, сначала надо это противоречие увидеть, осознать и сформулировать, а затем, используя те техники и методики, которые у нас, попытаться его разрешить, попытаться заглянуть вперед.
С.Бакалеева
— Самые маленькие ваши ученики, что могут сделать, какие противоречия они уже могут разрешить?
Н.Ключ
— С самыми простыми задачками работаем, начиная лет с пяти, когда дети накапливают уже какой-то небольшой жизненный опыт, и имеют возможность… Например, у нас было очень веселое новогоднее занятие. Есть всем привычные вещи, украшения, которые используются на Новый год. У нас обязательно есть елка, у нас есть новогодние игрушки, у нас есть гирлянды и рассматривая эти игрушки, вот, скажем, елка, какая у нас елка? Как она выглядит? Какие у нее есть свойства? Мы начинаем выяснять, что в принципе елка, например, колючая, но удобно ли, что елка колючая, когда к нам придет много гостей – других ребят, они уколются. Значит, елка должна быть колючая и неколючая, или елка занимает много места, но ведь, если елка занимает много места, то под нее очень неудобно складывать подарки. Подаркам некуда деваться. Значит, елка должна занимать много места, потому что она большая и красивая и она не должна занимать никакого места, чтобы туда как можно больше подарков можно было поместить. А дальше мы начинаем играть, как изменить эту елку, как мы можем ее преобразовать, во что мы можем ее превратить для того, чтобы вот эти задачки решить.
С.Бакалеева
— Во что превратилась ваша елка?
Н.Ключ
— Было очень весело, потому что, во-первых, наша елка могла ходить, для того, чтобы подвинуться и дать ребятам возможность танцевать, а потом встать назад и опять украшать елку.
С.Бакалеева
— Это те варианты, которые предлагали ваши маленькие изобретатели?
Н.Ключ
— Дети, совершенно верно. Елка может жить на потолке, при этом она может быть какого угодно размера, потому что до нас будет доходить только ее тоненький кончик, а все остальное, весь остальной красивый массив будет высоко над головами. Наша елка училась разбегаться на маленькие кусочки и по разным сторонам, когда она была не нужна, а потом собираться.
С.Бакалеева
— Как пазл, да?
Н.Ключ
— Совершенно верно. Было даже замечательное предложение совершенно, один мальчик говорит: «Давайте мы сделаем елку из маленьких елок, а потом, когда все начнут уходить, то хозяин подарит всем гостям на память по кусочку этой елки и у каждого гостя, во-первых, будет подарок на память, а во-вторых, хозяину не надо будет потом мучиться эту елку разбирать».
С.Бакалеева
— Логично.
Н.Ключ
— А потом он подумал и сказал: «А если хозяин – президент, то он может еще подписаться над каждым кусочком», - было замечательно. Очень люблю такие занятия, когда вот такие интересные вещи появляются у ребят.
С.Бакалеева
— А самым старшим вашим ученикам сколько лет?
Н.Ключ
— Приходилось работать с детьми самого разного возраста и с подростками, в том числе, но, в принципе, ТРИЗу покорны все возрасты и взрослым тоже очень интересно работать с теорией, потому что открываешь очень много нового в себе, и в окружающем мире. Начинаешь по-новому смотреть, получаешь, какие-то новые точки зрения.
С.Бакалеева
— Ну вот Вы правильно начали с того, что у нас очень насыщенное время, насыщенно… сжато время, оно очень наполнено информацией, и поэтому многие родители выбирая занятия для своих детей, пытаются выбрать наиболее практичные, что он из этого получит. Я вот говорила, что уже неоднократно слышала, самый популярный язык для изучения – китайский, потому что он считается самым перспективным. А здесь наши задачи кажутся вполне призрачными, будет он изобретателем мой ребенок, или не будет, может быть, это не так, может быть, вы развеете мое мнение? Может быть наши задачи вполне практичны, когда мы занимаемся развитием творческого воображения?
Н.Ключ
— Да, Вы знаете, мы сейчас живем в такое удивительное время, когда самые бесплотные, самые призрачные вещи дают такой же эффект, как и материальные. Потому что самый дорогой товар на рынке – это информация и идеи. Это то, что стоит дороже всего, это то, что рождает все остальное, да, то, подо что потом появляются мощности, то, подо что потом появляются какие-то вещи и процессы, то, куда потом приходят работать люди. поэтому, если вы умеете создавать новые идеи и новую информацию, то все остальное вы тоже сможете.
С.Бакалеева
— А ТРИЗ – это и есть умение создавать… обрабатывать информацию и создавать идеи, правильно я понимаю?
Н.Ключ
— Совершенно верно. В принципе, мы говорим, что умение работать с идеями, умение разрешать противоречия, умение создавать новые сюжеты и идеи, нам пригодятся в целом ряде профессий. Да, это, конечно, все творческие профессии, где человек реально создает что-то новое, необычное, это техническое творчество, изобретательство. Всем технарям сейчас приходится очень быстро развивать технические системы, с которыми они работают. Посмотрите, сколько лет прошло с тех пор, как появились мобильные телефоны, как они выглядели тогда и как они будут выглядеть через пять лет. То есть, даже технари все время вынуждены отрабатывать новые-новые способы, идеи, внедрять новые технологии, а их сначала надо создать, а их сначала надо придумать.
С.Бакалеева
— То есть, для этого безусловно нужно, конечно, прежде всего, воображение?
Н.Ключ
— Да, причем воображение, которое управляется нами самими.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Наталья! У нас в гостях была Наталья Ключ – преподаватель курса по развитию творческого воображения с элементами ТРИЗ. Всего хорошего, До свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Пётр Петровичев. «Вид на церковь святого Иоанна Крестителя с Рождественской улицы в Нижнем Новгороде»

— Маргарита Константиновна, спасибо, что пригласили меня в Музей русского импрессионизма! Я сегодня вечером еду к родственникам в Нижний Новгород. Чемодан уже собрал с утра. Время ещё есть, и я рад провести его в таком замечательном месте.
— А вы раньше бывали в Нижнем, Леонид Сергеевич?
— Да вот, как-то всё не доводилось. Обычно родственники ко мне в Москву приезжают. А теперь вдруг к себе позвали. Ну, а я с удовольствием. Люблю новые места, новые впечатления. А в Нижнем Новгороде есть, на что посмотреть!
— О, безусловно! Один из древнейших городов России. Видами и архитектурой Нижнего Новгорода вдохновлялись многие живописцы.
— А вот интересно, есть ли здесь, в Музее русского импрессионизма, какое-нибудь полотно с изображением Нижнего Новгорода?
— Есть, Леонид Сергеевич! Вот, взгляните — справа от вас, в резной раме бронзового цвета.
— Пётр Петровичев. «Вид на церковь святого Иоанна Крестителя с Рождественской улицы в Нижнем Новгороде». 1919 год.
— Пётр Иванович Петровичев был одним из значимых живописцев первой половины ХХ века. Ученик Исаака Левитана, Валентина Серова и Аполлинария Васнецова. В технике импрессионизма — свободной, фактурной — он изображал лирические русские пейзажи. Особенно любил писать с натуры памятники древнего зодчества. Петровичева неспроста называли певцом русской старины.
— Маргарита Константиновна, вы сейчас для меня открыли нового удивительного художника! Я о нём раньше не слышал.
— Без Петра Ивановича Петровичева просто невозможно представить отечественную пейзажную школу. Он умел своим искусством тонко передать зрителю лирическое своеобразие русского пейзажа.
— Это вы точно сказали, Маргарита Константиновна! Смотрю на картину, и прямо ощущаю этот простор! Широкая улица, старинные здания, Волга вдалеке поблёскивает синей гладью. А на переднем плане картины, слева от зрителя — белокаменный храм с шатровой колокольней. Судя по названию полотна — это и есть церковь святого Иоанна Крестителя.
— Да, один из древнейших храмов Нижнего Новгорода. Есть версия, что это с его паперти в 1612 году, в Смутное время, нижегородский купец Кузьма Минин призывал горожан сплотиться и защитить Москву от польских захватчиков. Правда, тогда церковь была ещё деревянной. Каменный храм, который мы видим на картине, построен на его месте в 1683 году. Кстати, правильное, полное название храма — церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу.
— А, так видимо, отсюда и название улицы — Рождественская! А почему — «на торгу»?
— А вот, видите здание с колоннами? Это типичные старинные торговые ряды. Да и на первых этажах соседних домов тоже угадываются лавочки и магазины. Возле них снуёт народ. Перед нами — торг, то есть, рынок, базар. Ну, а раньше на торгу обязательно стоял храм. Чтобы люди в будничной суете не забывали о Боге.
— Вон оно что! Да, теперь заметил. Наверное, эти детали от меня ускользнули, потому что я на краски засмотрелся. Удивительные! Где-то почти прозрачные, где-то яркие. Жизнерадостный пейзаж!
— А знаете, искусствоведы давно подметили, что творчество русских живописцев, воспитанных на иконописи, как правило оптимистично по настроению.
— Петровичев учился иконописи?
— Да, художник начинал с неё. Ещё подростком он поступил в иконописную и резную школу при Ростовском музее древностей. А уже потом, в 1892 году — в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
— Теперь понятно, почему от картины словно исходит внутренний свет! Кстати, Маргарита Константиновна, вы не знаете, сохранился ли храм Рождества святого Иоанна Предтечи до нашего времени?
— Сохранился! И выглядит сейчас практически так же, как на этом полотне Петра Ивановича Петровичева. Так что вы, когда приедете в Нижний Новгород, без труда его найдёте.
— Кстати, до отправления-то осталось всего ничего! Как незаметно время пролетело. Ещё раз спасибо вам, Маргарита Константиновна, за приглашение в Музей русского импрессионизма. И за то, что познакомили меня с замечательным художником, Петром Петровичевым.
— Ангела хранителя вам в дорогу, Леонид Сергеевич!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Павел Трубецкой. «Мать и дитя»

— Маргарита, посмотри какая необычная скульптура! Впрочем, не удивлена: мы ведь с тобой в московском Музее русского импрессионизма.
— Да, вижу, Оля! Работа Павла Петровича Трубецкого. Или Паоло Трубецкого, как сам он часто подписывался, потому что был наполовину итальянцем. Он жил и творил в конце 19-го — первой половине 20-го века. Скульптурная композиция называется «Мать и дитя».
— Вообще-то я думала, что импрессионизм — это стиль живописи. А тут — скульптура... Неожиданно.
— Правда, скульптурный импрессионизм — довольно редкое явление. Павел Трубецкой, пожалуй, один из немногих его представителей. Для импрессионизма характерно своеобразное видение натуры. Однако у Трубецкого оно гармонично переплетается с вполне классическими художественными приёмами.
— Я как раз на это и обратила внимание! Фигуры женщины и ребёнка — их головы, лица, руки — вроде бы выполнены в привычной реалистичной манере. Но в то же время скульптура выглядит как будто слегка незавершённой, не до конца отточенной. Кажется, на ней заметны даже вмятины от ладоней мастера, и видно, как двигались его руки. Где-то эти движения резкие, неровные. Где-то — наоборот, плавные.
— И этим контрастом скульптор создал потрясающую динамику. Тем более это поразительно, что материал композиции — не мягкая и податливая глина, а довольно непростая для такой работы бронза.
— Бронза? Никогда бы не подумала! Композиция выглядит лёгкой, воздушной. А знаешь, Маргарита, ведь эта своеобразная небрежность, незаконченность, создаёт удивительный скульптурный рельеф. Благодаря им с любого ракурса на изваянии видна игра света и тени. Кажется даже, что женщина и мальчик двигаются!
— Ты права, Ольга. Из-за необычной техники границы скульптуры как бы размываются, фигуры приобретают внутреннюю экспрессию, можно сказать — «оживают». Это свойство работ Трубецкого отмечал живописец Илья Репин. Он называл творчество Павла Петровича искренним, трогательным, а главное — жизненным. Таким и было творческое кредо самого Трубецкого: «видеть поэзию жизни во всём, что окружает».
— Скульптура лиричная, одухотворённая. А кто же они, эти «Мать и дитя»? С кого Трубецкой их лепил? Или это просто фантазия скульптора?
— Нет, Оля, не фантазия. Павел Петрович запечатлел горячо любимую супругу Элин и их единственного сына Пьера.
— Чувствуется огромная любовь, с которой скульптор создавал своё произведение!
— Да! Трубецкого неспроста называли искренним художником. Коллеги-современники утверждали: по работам Павла Петровича можно с большой долей вероятности определить его отношение к модели.
— А ещё почему-то — печаль...
— В 1908-м году, буквально через несколько месяцев после того, как скульптор начал работу над композицией «Мать и дитя», его сын Пьер заболел и скоропостижно скончался. Мальчику было всего два года...
— Творчество помогло художнику пережить горе?
— Помогло, и потом не раз ещё помогало. В 1927 году супруга Трубецкого, Элин, тяжело заболела. Скульптор нашёл лучших врачей, пробовали всё возможное, чтобы её вылечить. Однако женщина умерла. Всю оставшуюся жизнь Павел Петрович воплощал в своём творчестве образ любимой жены и сына.
— А где можно увидеть эти его скульптуры?
— Ну, например, в итальянском городе Палланца есть монумент работы Трубецкого — мемориал павшим в Первой Мировой войне. В одной из его скульптурных групп — женщине с ребёнком — просматриваются черты Элин и Пьера.
— И всё же, несмотря ни на что, от работы Трубецкого «Мать и дитя» веет светлым настроением.
— Скульптор говорил: «Как после ненастья всегда показывается солнце, так и радость всегда побеждает в жизни и творчестве». Трубецкого называли художником-оптимистом, который с детской непосредственностью умел всюду находить красоту.
— И нас с тобой, Маргарита, скульптор Павел Трубецкой сегодня научил видеть её по-особенному.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Неизвестный художник. «Омовение ног»

— Андрей Борисович, смотрите, это она! Картина, которую вы так хотели увидеть здесь, в Русском музее...
— «Омовение ног» кисти неизвестного художника начала 19-го века...
— Помню, что евангельский сюжет, который лежит в основе этой картины, вас как-то особенно волновал.
— Да, Маргарита Константиновна. Сюжет о том, как во время последней трапезы Христа с двенадцатью учениками Он начал умывать ноги ученикам и вытирать полотенцем, которым был препоясан. А Пётр отвечал: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?.. Не умоешь ног моих вовек...»
— И тогда Иисус ответил ему, что Пётр пока этого не понимает, но поймёт позже. Фигуру Христа, омывающего ноги Петру, мы видим на картине в центре композиции. Вокруг них — другие апостолы.
— Они смотрят на происходящее взволнованно...
— И обратите внимание, Андрей Борисович, на облик Христа. Он высвечен золотистыми и светлыми оттенками. В то время как на общем фоне полотна преобладает более тёмная, охровая гамма: приглушённые оттенки бронзового и бежевого цветов. Этот контраст создаёт ощущение сокровенности и величия момента.
— Знаете, Маргарита Константиновна, я иногда размышляю над сюжетом. И мысленно дерзаю ставить себя на место ученика Христа, которому Он омыл ноги. Пытаюсь понять, как апостолы реагировали тогда, что чувствовали... Наверное то, что переворачивает душу, преображает её. Когда сам Господь являет собой пример смирения и кротости... И как сказано в Евангелии, «Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу».
— И Господь здесь говорит, конечно, не о конкретных действиях учеников, а о том, как, с какими мыслями и чувствами они должны служить ближним. Не по обязанности, но из любви, как это делал Сам Христос. И поэтому можно сказать, что омовение ног — это своего рода метафора, образное выражение деятельной христианской любви к ближнему.
— И на картине эта мысль читается в изображении самого Христа — художник показал Его низко склонённым перед апостолом.
— Интересно, что этот евангельский сюжет широко распространён в иконографии, но нечасто встречается в живописи. Из западноевропейских художников, например, к ней обращался разве что венецианец Тинторетто в 16 веке, и ещё можно найти несколько гравюр на эту тему.
— И это ещё одна причина, почему мне так хотелось увидеть этот шедевр Русского музея, который сейчас перед нами. Жаль, что мы не знаем имени художника, создавшего его.
— Долгое время считалось, что картину «Омовение ног» написал Владимир Боровиковский.
— А, тот самый, что жил на рубеже 18 и 19-го веков.
— Да. Но в 1955 году искусствоведы Русского музея провели экспертизу, которая опровергла авторство Боровиковского. Эксперты определили примерное время написание работы — конец 18-го или первая четверть 19-го века. Но вот имя художника установить не удалось.
— Зато сохранилась изображённая в красках евангельская история о смирении Христа.
Все выпуски программы Свидание с шедевром











