
Жила на свете одна бедная женщина по имени Драгана.
Кормилась она тем, что добрые люди на рынке подавали.
Однажды на рынке Драгана встретила незнакомую старушку.
— Ой-ой-ой, голубушка, да на тебе лица нет! — покачала головой старушка. — Что с тобой случилось?
— Да какое там лицо, — сказала Драгана. — Я давно на себя рукой махнула, меня даже соседи стороной обходят. На огороде или в поле я работать не могу, так как с детских лет хворая, вот и живу подаянием.
Старушку пошарила в своём мешке, и протянула Драгане не кусок лепёшки или картофелину, а вазочку из белого стекла — маленькую, красивую, с золотым завитком на боку.
Покрутила Драгана в руках изящную вещицу, думает: на что она ей? Разве что продать кому-то, выменять на кусок хлеба?
Но старушка словно прочитала её мысли и сказала:
— Не вздумай её продавать, домой отнеси. Эта вазочка тебе счастье принесёт.
Вернулась Драгана с рынка домой, поела, а потом поставила вазочку на стол и стала ей любоваться. Эх, а цветов-то в вазе не хватает!
Вышла женщина за околицу, нарвала в поле ромашек и васильков. С цветами вазочка ещё красивее стала, глаз не оторвать. Вот только стол, на котором она стоит, слишком уж грязный и замызганный.
Дочиста отмыла Драгана стол, вдруг оглянулась: батюшки! Во всех углах грязь, пыль, паутина клочьями висит. А среди разрухи и запустения в закопчённой избе белая ваза одинокой звёздочкой светится.
Засучила женщина рукава и принялась за уборку: полы отскоблила, пыль со всех полок вытерла, окна помыла, печку побелила, пауков и мышей из всех углов разогнала. И оказалось, что домишко у неё хоть и старый, но вовсе не убогий, а вполне даже уютный и тёплый. Вот только, чья это растрёпанная голова с чумазым лицом в стекле отражаются, весь вид портят?
Нагрела Драгана на печке воды — помылась, платье своё постирала и спать легла. Ох, и устала она за день! А как проснулась, причесалась как следует и бегом на рынок — вчерашнюю старушку искать.
Идёт по улице и удивляется: односельчане с ней здороваются, а некоторые даже без грязных лохмотьев не узнают. Одна соседка окликнула Драгану из-за забора и говорит:
— Матушка, может, согласишься с моими детишками сидеть, пока мы с мужем в поле работаем? Ни в чём не будешь нужды знать...
— Конечно, соглашусь, — говорит Драгана. — Только сейчас мне надо одному человеку спасибо сказать...
С той поры Драгана больше ни разу старушку не встречала. То ли незнакомка и правда ей волшебную вазочку подарила, то ли добрым участием помогла?
(по мотивам сербской народной сказки)
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов