Чарльз Эко, учитель английского языка из американского штата Массачусетс, в поисках своих корней приехал в Финляндию. Там-то он и познакомился с Православием, которое со временем принял.
Молодой человек жаждал посвятить свою жизнь служению Богу и людям. Более десяти лет он работал школьным учителем на Маршалловых островах в Тихом океане, показав выдающиеся способности к овладению новыми языками. А в 1978-м году митрополит Фрументий (Насиос) из Александрийской Православной Церкви пригласил Эко в Кению.
Чарльз присоединился к миссии Финляндской Православной Церкви, действовавшей с разрешения владыки Фрументия. Центр миссии располагался в деревне Мугуга. Там ещё с 1977-го года трудились православные женщины Сиина Тауламо и Мария Илтола, ставшая впоследствии игуменией Мариной. Они основали школу в селении Гименгва, учили детей Закону Божию, собирали средства на строительство церквей, создали общество православных матерей. Им помогал Чарльз Эко, который преподавал кенийским детям английский язык и участвовал в прочих делах миссии.
В 1982-м году Чарльз снова посетил Финляндию. Он призывал финских братьев и сестёр помогать проповеди Православия в Африке, а в следующем году устроил для директора школы в Гименгве — поездку в Финляндию. Благодаря этому удалось собрать немало средств для помощи африканской миссии.
После плодотворных трудов в центральной Кении Чарльз Эко отправился на Запад страны — в регионы Нанди и Буньоре, населённые племенами нанди и лухья. Миссионер посещал множество отдалённых деревень и для многих африканцев был буквально первым белым человеком, которого они видели. Доброе сердце, общительный и кроткий нрав располагали к нему местных жителей. Вскоре при содействии священноначалия он добился открытия в этих регионах школ и церквей.
Епископ Западной Кении Афанасий (Акунда) вспоминал о Чарльзе Эко: «Секретом его успеха было то, что он усвоил местный язык и культуру. Это то, о чём говорил святитель Иоанн Златоуст: „учение рыбаков и делателей палаток даже на чуждом языке сияет светлее солнца“».
Финские миссионеры продолжали самоотверженно трудиться в Африке. С участием, в том числе, Чарльза Эко были построены два мукомольных предприятия, закупались мотоциклы и велосипеды для православных миссионеров и священников. Чарльз Эко и сам стал монахом и священником, получив в постриге имя Йоханнес. В 1994-м году отец Йоханнес (Эко) был удостоен сана архимандрита.
Хотя он не имел церковного образования, но обладал обширными знаниями и служил преподавателем в знаменитой православной Патриаршей семинарии в Найроби и Православном африканском учительском колледже. Также участвовал в церковном проекте помощи больным СПИДом. Отец Йоханнес был духовником семинарии: многие священники из числа коренных африканцев были его духовными чадами.
В 2007-м году отец Йоханнес отошёл ко Господу. Его отпевание совершал митрополит Кенийский Макарий в сослужении шестидесяти местных священников. Кафедральный собор в Найроби был полон верующими. Сегодня в Кении уже более миллиона православных христиан, в том числе благодаря скромному труженику из Финляндии — отцу Йоханнесу (Эко).
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.