
Чарльз Эко, учитель английского языка из американского штата Массачусетс, в поисках своих корней приехал в Финляндию. Там-то он и познакомился с Православием, которое со временем принял.
Молодой человек жаждал посвятить свою жизнь служению Богу и людям. Более десяти лет он работал школьным учителем на Маршалловых островах в Тихом океане, показав выдающиеся способности к овладению новыми языками. А в 1978-м году митрополит Фрументий (Насиос) из Александрийской Православной Церкви пригласил Эко в Кению.
Чарльз присоединился к миссии Финляндской Православной Церкви, действовавшей с разрешения владыки Фрументия. Центр миссии располагался в деревне Мугуга. Там ещё с 1977-го года трудились православные женщины Сиина Тауламо и Мария Илтола, ставшая впоследствии игуменией Мариной. Они основали школу в селении Гименгва, учили детей Закону Божию, собирали средства на строительство церквей, создали общество православных матерей. Им помогал Чарльз Эко, который преподавал кенийским детям английский язык и участвовал в прочих делах миссии.
В 1982-м году Чарльз снова посетил Финляндию. Он призывал финских братьев и сестёр помогать проповеди Православия в Африке, а в следующем году устроил для директора школы в Гименгве — поездку в Финляндию. Благодаря этому удалось собрать немало средств для помощи африканской миссии.
После плодотворных трудов в центральной Кении Чарльз Эко отправился на Запад страны — в регионы Нанди и Буньоре, населённые племенами нанди и лухья. Миссионер посещал множество отдалённых деревень и для многих африканцев был буквально первым белым человеком, которого они видели. Доброе сердце, общительный и кроткий нрав располагали к нему местных жителей. Вскоре при содействии священноначалия он добился открытия в этих регионах школ и церквей.
Епископ Западной Кении Афанасий (Акунда) вспоминал о Чарльзе Эко: «Секретом его успеха было то, что он усвоил местный язык и культуру. Это то, о чём говорил святитель Иоанн Златоуст: „учение рыбаков и делателей палаток даже на чуждом языке сияет светлее солнца“».
Финские миссионеры продолжали самоотверженно трудиться в Африке. С участием, в том числе, Чарльза Эко были построены два мукомольных предприятия, закупались мотоциклы и велосипеды для православных миссионеров и священников. Чарльз Эко и сам стал монахом и священником, получив в постриге имя Йоханнес. В 1994-м году отец Йоханнес (Эко) был удостоен сана архимандрита.
Хотя он не имел церковного образования, но обладал обширными знаниями и служил преподавателем в знаменитой православной Патриаршей семинарии в Найроби и Православном африканском учительском колледже. Также участвовал в церковном проекте помощи больным СПИДом. Отец Йоханнес был духовником семинарии: многие священники из числа коренных африканцев были его духовными чадами.
В 2007-м году отец Йоханнес отошёл ко Господу. Его отпевание совершал митрополит Кенийский Макарий в сослужении шестидесяти местных священников. Кафедральный собор в Найроби был полон верующими. Сегодня в Кении уже более миллиона православных христиан, в том числе благодаря скромному труженику из Финляндии — отцу Йоханнесу (Эко).
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.