В ночь на тридцатое июня тысяча восемьсот тридцать четвёртого года на улицах Тулы было светло, как днём. В городе полыхал пожар. Горели дома, торговые ряды, здание городской гимназии, оружейный завод. Все, кто только мог ходить, бросились на борьбу со страшным бедствием. Люди тушили огонь и молились о спасении города.
Именно в ту ночь пала жертвой огня Казанская церковь — одна из красивейших в городе. Храм не выгорел дотла, и городские власти ещё долго не оставляли надежды на его восстановление. Однако архитекторы и инженеры, к которым они обращались, в один голос заявляли: серьёзные разрушения, которым подверглась Казанская церковь, не позволяют проводить реставрацию. Четыре года выгоревший храм напоминал тулякам о том страшном пожаре. В тысяча восемьсот тридцать восьмом городская Дума постановила церковь разобрать.
Шли обсуждения об установке на месте храма большого поклонного Креста. Власти уже собирались открыть сбор пожертвований по подписке, как вдруг на одно из заседаний Думы пришёл известный и уважаемый в городе человек — купец Степан Иванович Трухин — и заявил, что у него есть другая идея. Степан Иванович предложил построить Казанскую церковь заново, с фундамента. Купец пообещал лично финансировать дорогостоящее строительство, и, не откладывая дела в долгий ящик, тут же выписал бумагу на пожертвование в двадцать тысяч рублей! На следующее утро горожане с радостью узнали из газет о том, что Казанская церковь будет возрождена.
Про Степана Трухина в Туле с уважением говорили: «у кого нужда — и он туда». Все прекрасно помнили, как в тысяча восемьсот двенадцатом году Трухин, тогда ещё молодой, начинающий предприниматель, пожертвовал на нужды Тульского ополчения едва ли не весь свой капитал — семьсот тысяч рублей.
С тех самых пор владелец крупного мыловаренного производства и нескольких магазинов, богатейший тульский купец Степан Трухин большую часть своих немалых заработков тратил на помощь бедным и нуждающимся. В банке у Степана Ивановича имелся специальный капитал, на проценты с которого — тысячу рублей в год — он поддерживал городских бедняков, устраивал приданое для девиц из неимущих семейств.
Большой вклад сделал Степан Трухин и в открытие в Туле бесплатной больницы для бедных, странников и богомольцев. Он стал одним из организаторов благотворительного общества «Милосердие», заботившегося о бедняках, сиротах и стариках. Благодаря щедрому пожертвованию Трухина в двадцать две тысячи рублей в Туле на Никитской улице открыл свои двери странноприимный дом.
Поддерживала своего супруга и Елизавета Трофимовна Трухина. По примеру мужа, она тоже завела в банке особый капитал, проценты с которого раздавала бедным на большие церковные праздники, а также тем, кто в любое время обращался к ней за помощью. Елизавета Трофимовна постоянно финансово поддерживала богадельню Тульского купеческого общества.
Немало сделала для города Любовь Трухина — жена племянника Степана Ивановича, Александра. Почти всё своё имущество она завещала на благотворительные цели. Двухэтажный каменный дом она передала приюту для бедных престарелых женщин и девочек-сирот. Ему же передала свой капитал, особо выделив крупную сумму на устроение в приюте домового храма в честь Тихвинской иконы Божьей Матери.
После революции семнадцатого года приют Трухиной расформировали, и отдали здание под нужды Центрального городского родильного отделения. Несколько поколений горожан появились на свет под крышей дома купцов Трухиных, словно бы продолжавших, несмотря ни на что, заботиться о любимом городе и его жителях.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.