
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Рим., 111 зач., XIII, 1-10.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Перед Своими Страданиями и Смертью в диалоге с Понтием Пилатом Христос произнёс слова, которые определили отношения христиан к земным властям: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19:11). Очевидно, что в здесь «свыше» относится к Богу, а не к Римскому императору, назначившему Пилата префектом Иудеи. В дальнейшем мысль Спасителя получила своё развитие, так, в 13-й главе Послания апостола Павла к Римлянам содержатся размышления о покорности земным властям. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из этой главы. Давайте его послушаем.
Глава 13.
1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.
10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.
Мысль апостола Павла невозможно понять каким-то иным образом, кроме буквального: он действительно считал, что любая власть — от Бога, а потому ей нужно подчиняться, причём подчиняться не из-за страха наказания, а по совести.
Конечно, современный человек не может не задаться вопросом: а неужели и все те кровавые диктаторы, которые сделали минувший век, пожалуй, самым страшным в истории человечества, тоже имели источником своей власти Бога? Ведь если так, то к Богу возникает немало вопросов.
Конечно, апостол Павел не застал XX век, но он застал другое: гонения на христиан при императоре Нероне. Были ли у апостола Павла мысли не подчиняться Нерону? У нас нет данных, позволяющих ответить на этот вопрос утвердительно. Получается, что даже видя повсеместные казни христиан, понимая, что и его самого ждет казнь, апостол Павел оставался верен своему воззрению на природу и источник земной власти — она от Бога и дается Богом.
Почему же нам это кажется столь странным? Почему вообще эти мысли апостола так часто вызывают желание их оспорить?
Ответ, пожалуй, стоит искать в тех целях, которые мы перед собой ставим. У апостола Павла конечной целью был Христос и Его Царство; апостол понимал, что на земле всегда будет несправедливость, будут болезни и страдания, что освобождение от них возможно лишь после Второго Христова Пришествия. Исходя из осознания цели, у апостола Павла было и представление о пути: он не помышлял устраивать рай на земле; он думал о том, как использовать собственную жизнь со всеми ее сложностями для достижения своей цели.
Мы же мыслим иначе. Да, мы хотим быть со Христом и хотим обрести Небесное Царство. Однако вместе с этим мы жаждем и сугубо земного благополучия; отсюда вытекает и наше недоумение в том случае, если земная власть, как нам кажется, не вполне хороша.
Да, мы не можем вернуться к мироощущению христиан первого века по Рождестве Христовом. Мы — дети своего времени. Но нам всё же не стоит забывать о том взгляде на мир, который исповедовал святой апостол Павел и современные ему христиане, ведь они были ближе ко Христу, и они обрели спасение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
2 августа. О том, почему в духовной жизни нельзя занимать нейтральную позицию

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто не со Мною, тот против Меня».
О том, почему в духовной жизни нельзя занимать нейтральную позицию — епископ Черняховский и Славский Николай.
Духовная жизнь — это постоянный выбор, непрестанная, напряжённая борьба. Чтобы не сравнивать с военными действиями, давайте сравним это с перетягиванием каната. Ну, мы знаем, что две команды берут канат, и каждый пытается перетянуть на свою сторону. На чьей стороне окажется канат, тот победил.
И представьте себе, если члены команды будут проявлять нейтральность. Ну, просто не тянуть изо всех сил — что произойдет? Их просто перетянут на сторону противника, и они ещё и упадут.
Так же и в духовной жизни: если не делаешь выбор за Христа, значит, ты на стороне противника, а противник наш — дьявол.
Эти слова Евангелия имеют еще одно следствие. Я слышал такое мнение, что, ну, вот пока я не пришёл к Церкви, пока я не поверил в Бога, я подожду до старости, когда придёт время, тогда я сделаю свой выбор.
Получается, человек себя обманывает. Он собирается всю жизнь быть против Христа. Одно дело, что он может не успеть, а другое дело, что он всю жизнь, получается, не был на стороне света и вдруг в конце жизни собрался перейти туда. Так не бывает.
Борьба за правду, борьба за место со Христом происходит всю жизнь, каждый момент времени и с напряжением всех сил. Только так можно быть с Богом.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 августа. О законе и любви

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Любовь есть исполнение закона».
О законе и любви — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь — это в первую очередь усилие воли. Я хочу любить. Дальше это усилие воли хорошо, когда оно поддерживается, например, добрыми чувствами, хотя бы симпатией, если мы говорим о любви человека к человеку.
Неважно, какая это любовь — брачная или это любовь между коллегами по работе, в храме или ещё какая-то. Есть многообразные проявления любви в отношениях между людьми. Хорошо, когда там есть хотя бы симпатия.
И дальше наше усилие воли — я хочу любить этого человека. Мы, например, не выбираем наших детей, но наша родительская воля, именно воля, не просто родительский инстинкт или родительские чувства, а именно родительская воля побуждает нас любить наших детей такими, какие они есть.
Хотя мы, бывает, стараемся и воспитывать их, и гневаемся, и раздражаемся иногда общим. Но направленность воли позволяет этой любви родительской цвести.
Точно так же происходит и в браке, потому что первоначальные чувства могут ослабнуть. Больше того, это иногда вредные и странные чувства, которые вовсе не являются христианскими.
«Жена, которую Ты, Господи, дал мне, — мы знаем эти слова Адама, — дай мне полюбить её настоящей христианской любовью». «Муж, которого Ты, Господи, дал мне, — дай мне полюбить его. Я приложу все усилия, — и Господь отвечает на эту молитву. — Поэтому дай мне, Господи, исполнить закон, потому что Ты сказал, что в этом и есть любовь».
И, конечно, мы начинаем любить, в том числе, и закон, и он начинает сам жить в нашем сердце.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 августа. О страданиях пророков

Сегодня 2 августа. В День памяти Пророка Илии, жившего в IX (девятом) веке до Р. Х. за богослужением читается отрывок из 5-й главы Послания апостола Иакова, где есть слова: «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним».
О страданиях пророков — игумен Лука (Степанов).
Большинство пророков были в своём служении вовсе не прославляемы, не почитаемы, а гонимы и предаваемы смерти лютой. И это плата за истину, которую они возвещали.
Как говорит апостол, не по своему вдохновению говорили они, но от Духа Божьего воодушевлённые. И их слово не есть их слово, это только соавторство. Их собственная историческая реальность, культурная, разные были степени образованности, сказывалось некоторым образом на форме, но содержание пророчеств — это откровение Бога о самом себе, это то, из чего мы узнаём о Боге.
Поэтому они, по ревности собственного сердца (особенно о пророке Илье это говорится, ревнителем его называют, как и сам он о себе говорит: «Возревновал я о Боге Израилевом, о верности ему народа, от него отпадающего»), придавались бесконечным гонениям.
Но при этом это слово звучало, из поколения в поколение Господь воздвигал пророка на смену ушедшему пророку.
И таким образом завершается эта золотая пророческая цепь Иоанном Крестителем, который именуется уже Предтечей, который уже непосредственно указывает своей десницей на Агнца Божьего, берущего на себя грехи мира.
Все выпуски программы Актуальная тема