Послание к Римлянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 111 зач., XIII, 1-10 (еп. Феоктист (Игумнов)
Поделиться Поделиться

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел

Рим., 111 зач., XIII, 1-10.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Перед Своими Страданиями и Смертью в диалоге с Понтием Пилатом Христос произнёс слова, которые определили отношения христиан к земным властям: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19:11). Очевидно, что в здесь «свыше» относится к Богу, а не к Римскому императору, назначившему Пилата префектом Иудеи. В дальнейшем мысль Спасителя получила своё развитие, так, в 13-й главе Послания апостола Павла к Римлянам содержатся размышления о покорности земным властям. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из этой главы. Давайте его послушаем.

Глава 13.

1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.

2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.

3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,

4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.

5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.

6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.

7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.

8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.

9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.

10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.

Мысль апостола Павла невозможно понять каким-то иным образом, кроме буквального: он действительно считал, что любая власть — от Бога, а потому ей нужно подчиняться, причём подчиняться не из-за страха наказания, а по совести.

Конечно, современный человек не может не задаться вопросом: а неужели и все те кровавые диктаторы, которые сделали минувший век, пожалуй, самым страшным в истории человечества, тоже имели источником своей власти Бога? Ведь если так, то к Богу возникает немало вопросов.

Конечно, апостол Павел не застал XX век, но он застал другое: гонения на христиан при императоре Нероне. Были ли у апостола Павла мысли не подчиняться Нерону? У нас нет данных, позволяющих ответить на этот вопрос утвердительно. Получается, что даже видя повсеместные казни христиан, понимая, что и его самого ждет казнь, апостол Павел оставался верен своему воззрению на природу и источник земной власти — она от Бога и дается Богом.

Почему же нам это кажется столь странным? Почему вообще эти мысли апостола так часто вызывают желание их оспорить?

Ответ, пожалуй, стоит искать в тех целях, которые мы перед собой ставим. У апостола Павла конечной целью был Христос и Его Царство; апостол понимал, что на земле всегда будет несправедливость, будут болезни и страдания, что освобождение от них возможно лишь после Второго Христова Пришествия. Исходя из осознания цели, у апостола Павла было и представление о пути: он не помышлял устраивать рай на земле; он думал о том, как использовать собственную жизнь со всеми ее сложностями для достижения своей цели.

Мы же мыслим иначе. Да, мы хотим быть со Христом и хотим обрести Небесное Царство. Однако вместе с этим мы жаждем и сугубо земного благополучия; отсюда вытекает и наше недоумение в том случае, если земная власть, как нам кажется, не вполне хороша.

Да, мы не можем вернуться к мироощущению христиан первого века по Рождестве Христовом. Мы — дети своего времени. Но нам всё же не стоит забывать о том взгляде на мир, который исповедовал святой апостол Павел и современные ему христиане, ведь они были ближе ко Христу, и они обрели спасение.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем