Всякий раз, когда одарённые поэты-женщины становятся героями наших программ, я испытываю одновременно счастливое и неловкое чувство. Счастливое — от радости встречи с талантом (особенно, как и в сегодняшнем случае, когда он оказывается личным открытием). Неловкое — потому, что, читая, мне всё-таки странно произносить лирический монолог от имени героини «женска рода», как говаривали в старину. Но радость от встречи с хорошими стихами перекрывает все неловкости.
У Господа Бога большущая книжная полка.
Там Серую Шейку охотник берёт под живот,
Там Золушка тает надеждой нежнейшего шёлка,
А в мёртвой золе оловянный комочек живёт.
Там Герда вдоль синей метели рассыпала лето,
А рядом Каштанка ‒ её неуклюжий близнец —
По зову, по льду, по странице, по слову завета...
Вот малое стадо. Чего ещё нужно, Отец?
Верны и прилежны, и ровным дыханьем ‒ любимы,
Видны изнутри и снаружи, как бисер в воде,
Страдальцы твои, преподобные Белые Бимы,
Бим-Бомы, печальные мимы с борщом в бороде.
Ты их не оставишь, меня догоняя упрямо ‒
Бесстыдную Мцырь, угодившую в гиблый сюжет,
Заблудшую злую газель, то канава ‒ то яма,
Ты их не оста... Ты меня настигаешь уже,
И книжная пыль оживает простым кислородом,
А звёздная пыль ‒ алфавитом у райских ворот!..
И боль моя, быль оказалась дороже свободы.
И полка в занозах. Пролог. Эпилог. Переплёт.
Это было стихотворение уроженки Хабаровска и многолетней жительницы Екатеринбурга, мамы троих детей, журналистки и филолога Натальи Разувакиной. Поэта — по мнению многих её коллег по цеху и читателей — что называется, Божьей милостью. Стихи она пишет всю жизнь, с перерывом на недавнее десятилетие, отягощённое болезнью, которая, слава Богу, нынче — позади.
В начале 2020-го года вышел её первый поэтический сборник под названием «Быстрая Синева», в который вошли стихи, написанные за три года: 2017 — 2019.
«Эта книга хороша тем, — пишет в послесловии к „Быстрой Синеве“ поэт и переводчик Ирина Евса, — что автор способен говорить о серьезном легко, не впадая ни в порхающее легкомыслие, ни в тотальную иронию, убивающую всякую эмоцию». Конец цитаты.
..А крепко испытанная чужими дарованиями Марина Кудимова (её поэзия в моём читательском круге живёт с начала 1990-х годов прошлого века) уточняет, наверное, самое важное.
Цитирую: «В стихах Разувакиной есть — и много — то, чем я сегодня особо дорожу — жизнь, воспетая и оплаканная. Бог в поэзии последних времен, как мне теперь сдается, это Бог Рождественского навечерия: Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе...»
Девочка в церковном пела хоре,
в ласковом лазоревом тепле,
и такое выдумала горе,
будто мало горя на земле.
Снег подтаял на ступенях храма.
Завтра я приду сюда опять.
Почему простое слово «мама»
стало так пронзительно звучать?
Сердцем чистым, голосом летучим
удержись на краешке земли.
И взметнется в купол светлый лучик,
и вернутся в гавань корабли...
Наталья Разувакина, «Дочери», 2017 год. Стихи из первой книги поэта — «Быстрая Синева».
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.