
Всякий раз, когда одарённые поэты-женщины становятся героями наших программ, я испытываю одновременно счастливое и неловкое чувство. Счастливое — от радости встречи с талантом (особенно, как и в сегодняшнем случае, когда он оказывается личным открытием). Неловкое — потому, что, читая, мне всё-таки странно произносить лирический монолог от имени героини «женска рода», как говаривали в старину. Но радость от встречи с хорошими стихами перекрывает все неловкости.
У Господа Бога большущая книжная полка.
Там Серую Шейку охотник берёт под живот,
Там Золушка тает надеждой нежнейшего шёлка,
А в мёртвой золе оловянный комочек живёт.
Там Герда вдоль синей метели рассыпала лето,
А рядом Каштанка ‒ её неуклюжий близнец —
По зову, по льду, по странице, по слову завета...
Вот малое стадо. Чего ещё нужно, Отец?
Верны и прилежны, и ровным дыханьем ‒ любимы,
Видны изнутри и снаружи, как бисер в воде,
Страдальцы твои, преподобные Белые Бимы,
Бим-Бомы, печальные мимы с борщом в бороде.
Ты их не оставишь, меня догоняя упрямо ‒
Бесстыдную Мцырь, угодившую в гиблый сюжет,
Заблудшую злую газель, то канава ‒ то яма,
Ты их не оста... Ты меня настигаешь уже,
И книжная пыль оживает простым кислородом,
А звёздная пыль ‒ алфавитом у райских ворот!..
И боль моя, быль оказалась дороже свободы.
И полка в занозах. Пролог. Эпилог. Переплёт.
Это было стихотворение уроженки Хабаровска и многолетней жительницы Екатеринбурга, мамы троих детей, журналистки и филолога Натальи Разувакиной. Поэта — по мнению многих её коллег по цеху и читателей — что называется, Божьей милостью. Стихи она пишет всю жизнь, с перерывом на недавнее десятилетие, отягощённое болезнью, которая, слава Богу, нынче — позади.
В начале 2020-го года вышел её первый поэтический сборник под названием «Быстрая Синева», в который вошли стихи, написанные за три года: 2017 — 2019.
«Эта книга хороша тем, — пишет в послесловии к „Быстрой Синеве“ поэт и переводчик Ирина Евса, — что автор способен говорить о серьезном легко, не впадая ни в порхающее легкомыслие, ни в тотальную иронию, убивающую всякую эмоцию». Конец цитаты.
..А крепко испытанная чужими дарованиями Марина Кудимова (её поэзия в моём читательском круге живёт с начала 1990-х годов прошлого века) уточняет, наверное, самое важное.
Цитирую: «В стихах Разувакиной есть — и много — то, чем я сегодня особо дорожу — жизнь, воспетая и оплаканная. Бог в поэзии последних времен, как мне теперь сдается, это Бог Рождественского навечерия: Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе...»
Девочка в церковном пела хоре,
в ласковом лазоревом тепле,
и такое выдумала горе,
будто мало горя на земле.
Снег подтаял на ступенях храма.
Завтра я приду сюда опять.
Почему простое слово «мама»
стало так пронзительно звучать?
Сердцем чистым, голосом летучим
удержись на краешке земли.
И взметнется в купол светлый лучик,
и вернутся в гавань корабли...
Наталья Разувакина, «Дочери», 2017 год. Стихи из первой книги поэта — «Быстрая Синева».
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема