1 Тим., 278 зач., I, 1-7.
Глава 1.
1 Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,
2 Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.
3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному
4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.
5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры,
6 от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие,
7 желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение представляет собой начало первого послания апостола Павла к Тимофею.
Как известно, Апостол основал в Ефесе христианскую общину. Она нуждалась в постоянном руководстве, которого он, из-за особенностей своей миссии, никак не мог ей обеспечить. Отправляясь в Македонию, он послал в Ефес своего молодого помощника Тимофея, к которому и обращает это письмо. Это послание, как и ряд других, называется пастырским, потому что в нем апостол обращает особое внимание на сложности пастырского окормления общины.
Примечательно, что он пишет частное письмо близкому ученику и в то же время начинает его такой возвышенной и несколько официальной фразой. Впрочем, причиной этого может быть очень серьезное отношение апостола Павла к своему служению. Он воспринимает его как совершаемое по повелению Христа, Которого называет их общей надеждой.
Чтобы понять, почему для Павла это так важно, стоит представить себе место маленькой Ефесской общины в огромном пространстве языческой империи. Несколько десятков человек в море язычников всех мастей поверили проповеднику, который проходил через их город. И теперь их вера отличается от всего, что в мире было проповедано до этого. Они верят в единого Бога, в Его Сына, Который воплотился на земле, умер и воскрес. Он их надежда, потому что, если они поверили напрасно, мир становится бессмысленным, ведь в итоге будет разрушен смертью. Так считали многие философы древности, эту тщетность осознавали простые люди, носители античной культуры. В отличие от них иудеи, например, верили, что Бог не оставит своих людей, что в итоге мир изменится и все неправды, все беды и скорби, которые его наполняют, будут исправлены Богом. Но и они не могли поверить, что Он мог прийти в образе бедного проповедника, мог быть распят на кресте. И вот, вопреки всем очевидностям, некоторые жители Ефеса поверили. Как поверили некоторые другие из Коринфа, Рима, Фессалоник и прочих городов. Они поверили, потому что Он был их единственной надеждой перед лицом бессмысленности мира. И Он, надо сказать, остается единственной надеждой каждого из нас, потому что бессмысленность мира за две тысячи лет никуда не делась.
Как можно понять из послания, в общине Ефеса были нестроения. В ней появились проповедники, которые отвращали внимание верующих от истинны. История не сохранила для нас сути того, чему учили эти лжеучители, но Павел передал ее очень просто: «занимались баснями и родословиями бесконечными» от которых не было никакого толка. И все, этого уже достаточно. Дело не в том, что некто учит чему-то неправильному, достаточно того, что от его учения нет пользы.
Обращаясь к Тимофею, апостол подчеркивает самое главное, цель его поездки: любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры. Эти слова апостола Павла было важно понять не только Тимофею, их должен понять каждый из нас. Всякое дело, которое мы совершаем в своей жизни, если только оно не преступно, мы можем увидеть, как дело, которое поручил нам Бог. И мы должны делать его ради любви, с чистой совестью и нелицемерной верой.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Благодарение Богу»
Вчера маме сделали операцию. Она, слава Богу, прошла успешно. Операция была достаточно сложная, и мы с папой и сестрой усердно молились о её успехе. В храме подали записки о здравии мамы и заказали специальный молебен, он так и называется «Чин молебного пения пред хирургическим действием». В молитве молебна я запомнила слова, в которых священник просит Бога укрепить руку хирурга.
И сегодня утром, когда мама уже могла поговорить со мной по телефону, она хвалила врача и его ювелирную работу. Мамин голос был слабым, но радостным. Она уже пошла на поправку.
И мне подумалось, что в случае какой-то нужды мы долго и усердно просим Господа о помощи. А получив просимое, спасибо Ему говорим как-то по-быстрому, коротко, наспех. А ведь благодарить Бога надо так же усердно, как и просить. Я позвала папу и сестру. Перед семейными иконами мы встали на молитву благодарить и прославлять Бога за Его милость к нашей семье.
Все выпуски программы Утро в прозе
6 мая. О тайной вере святой Мученицы Александры Римской
Сегодня 6 мая. День памяти Мученицы Александры Римской.
О тайной вере святой, — протоиерей Михаил Самохин.