
Для многих людей духовная литература служит как бы дверью в мир Православной веры — важно найти нужную книгу.
Сегодня мы говорим о преподобном Паисии Святогорце и повести Наталии Сухининой «Белая ворона».
Место действия — Греция. Время действия — 20 век по Рождестве Христовом.
Жизнь Натальи Ворониной, главной героини повести «Белая ворона», до поры до времени была обыкновенной и вполне счастливой: семья, работа, радости материнства... Но по трагическому стечению обстоятельств молодая женщина потеряла любимого мужа и детей и утратила смысл в жизни.
Наталья была в отчаянии, когда ей в руки попала книга греческого старца Паисия Святогорца. Со страниц этого издания старец Паисий обращался будто бы лично к ней, а его глубокие глаза на фотографии, размещённой в книге, словно смотрели на неё.
Простое лицо, каких много. Стоит и смотрит, чуть склонив голову, будто журит Наташу: «Что же ты, голубушка, так себя измучила? Что же простых вещей не понимаешь?»
Хоть и журил старец, а смотрел с любовью. «За что меня можно любить? — думала Наташа. — За мысли непотребные?». Оказывается, он и мысли её знает.
Старец Паисий, в миру Арсений Езнепидис, родился 25 июля 1924 года в Фарасах Каппадокийских, бывшем греческом селении на территории Турции. Вскоре после его рождения фарасийские греки бежали из Турции и семья Арсения поселилась в Греции.
Арсений с детства очень хотел стать монахом и после службы в армии наконец-то осуществил это желание, уйдя в 1950 году на Святую Гору Афон. Через четыре года он принял монашество в одном из афонских монастырей.
В разные годы старец Паисий жил в монастыре Рождества Богородицы в греческом городке Стомио и в обители на горе Синай, а всенародная слава старца Паисия Святогорца связана именно с Афоном. Весной 1978 года он поселился в келье Панагуда в афонском монастыре Кутлумуш, где ежедневно от восхода до заката принимал приходящий к нему народ. Старец советовал, утешал, наполняя души верою, надеждою и любовью к Богу.
Многие его беседы о духовной жизни были записаны на магнитофон и изданы в книжном варианте.
Незадолго до кончины старец Паисий помог устроить женский монастырь святого Иоанна Богослова в греческом городке Суроти. В этом монастыре он 12 июля 1994 года скончался и был похоронен.
Могила старца в Суроти стала местом паломничества для тысяч людей из разных стран мира. Побывала там, осуществив свою заветную мечту, и Наташа — героиня повести «Белая ворона». Женщина увидела небольшое мраморное надгробие, похожее на белый лист бумаги, знакомую по книге фотографию старца Паисия, и...
Умилилось сердце, даже слезинка навернулась. Потом ещё, ещё одна. И потекли слёзы..
А старец-грек, склонив голову, смотрел на ревущую русскую женщину, будто ждал: вот отплачется и всё расскажет... И она, не зная ни слова по-гречески, стала ему, не знающему ни слова по-русски, рассказывать... Говорила не она, говорило её изболевшееся за долгие годы сердце, искавшее всё время утешения, задававшее вопросы и не находившее на них ответа.
Героиня повести Наталии Сухининой уверовала в Бога после встречи с преподобным Паисием Святогорцем. Сначала эта встреча произошла на страницах книги, а потом — в её сердце.
«Частичка любви»

Фото: Phill Dane / Unsplash
Гуляла как-то утром с собакой и обнаружила камень. Гладкий, горчичного цвета с белой полоской посередине. Вот это находка! Моя дочь Света как раз коллекционирует камни. Но не просто собирает, а рисует на них. Каждый камушек в её руках будто оживает. Например, из гальки она сделала милого медвежонка, а ещё смешную лягушку и какое-то забавное существо с высунутым языком. В общем, нет предела фантазии подростка, который учится в художественной школе.
Дочке 15, и она хочет стать скульптором. Все в семье знают, что порадовать этого творческого человека просто. Вот и в этот раз реакция дочери на камень, когда я принесла его домой, была такая, будто ей подарили целый вагон мороженого.
— Света, ты — удивительный ребёнок. — говорю ей я. — Так радоваться обычному камню...
— Мама, он совсем необычный! — опровергает моё утверждение дочь, внимательно рассматривая новый экспонат.
— Мне, конечно, приятно, но объясни, пожалуйста, что в нём необычного?
— Ну как же? Во-первых, он отличался от других, раз ты его заметила. Во-вторых, я могу превратить его в жука-скарабея — полоска как раз будет разделять надкрылья. Ну, а в-третьих... — сказала Света и задумалась.
— Что? Что, в-третьих? — нетерпеливо спросила я.
— Мама, ты ведь подумала обо мне, когда его увидела. О том, что меня он порадует, а значит в нём уже есть частичка любви...
Текст Клим Палеха читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе
28 июня. О трудах преподобного Иеронима Стридонского

Сегодня 28 июня. День памяти преподобного Иеронима Стридонского, жившего в пятом веке.
О его трудах — священник Алексий Долгов.
Выходец из Центральной Европы, получивший прекрасное образование в Риме, он известен как автор одного из переводов Священного Писания на латинский язык, который известен под названием «Вульгата». Этот перевод и по сей день остаётся авторитетнейшим для всей западной христианской церкви.
Блаженный Иероним много сделал для развития богословской мысли не только западной, но и восточной православной Церкви. Но, как часто бывает, таланты богословские, духовные дарования и твёрдые принципы, в основе которых была искренняя вера во Христа Спасителя, вызывали не только почитание, но и зависть.
Блаженный Иероним вынужден был покинуть Рим. Он возглавил один из монастырей в Святой Земле, Вифлееме, где пребывал не только в посте и молитве, но и занимался литературным творчеством.
Подвижники как Востока, так и Запада очень высоко отзывались о трудах блаженного Иеронима спустя тысячи лет после кончины блаженного. «Сочинение его, — говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, — сияет по всему миру, как священные светильники. Он муж как учёности обширной, так и испытанного чистого учения, учитель православных». А святитель Дмитрий Ростовский называл его учителем церкви.
Описание блаженного Иеронима Стридонского — сокровищница святого Иеронима. Доступ к этой сокровищнице открыт и по сей день для каждого христианина.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 июня. О личности и трудах Сергея Платонова

Сегодня 28 июня. В этот день в 1860 году родился историк Сергей Платонов.
О его личности и трудах — протоиерей Василий Гелеван.
Центральной темой его работ было изучение историко-литературных рукописей, особенно периода Смутного времени. Ученый исследовал сказания, летописи, жития святых. Его особенно интересовали нравственные поучения, проповеди. Платонов ввёл в научный оборот множество доселе неизведанных рукописей.
Он получил степень магистра истории, защитил диссертацию на тему «Древнерусские повести и сказания о Смутном времени XVII века». Вместе с глубиной и фундаментальным подходом к его изысканиям, Платонов проявил себя ещё и как замечательный преподаватель.
Он практиковал такую своеобразную, очень увлекательную манеру подачи материала. Он был не учителем, а другом, рассказчиком, таким живым и очень ярким. И это довольно редкое совмещение.
Чаще всего мы видим выдающегося литератора, но при этом лишённого риторических способностей. Или наоборот, человека, в общем-то, поверхностного, но который может очень красиво подать.
Сергей Фёдорович Платонов — это редкое исключение, которого и читать интересно, и слушать. И яркость, и образность того материала, который он излагал, была не только в лекциях, и не только на страницах, но и во всех его выступлениях живых. Этим он запомнился своим современникам и студентам.
Все выпуски программы Актуальная тема