
Дождливый сентябрьский понедельник тысяча восемьсот шестьдесят пятого года в Петербургском Императорском Воспитательном Доме начался, как обычно, с медицинского осмотра. После общей молитвы обитатели самого большого в Санкт-Петербурге сиротского приюта собрались в больничном флигеле. Ни у малышей, ни у ребят постарше, в глазах не было заметно и намёка на обычный детский страх перед медицинским кабинетом. Своего доктора, Карла Андреевича Раухфуса, они любили. Всегда весёлый, с открытым добрым и умном лицом, он даже уколы делал заботливо и совсем не больно, а к горькому порошку обязательно прибавлял большую шоколадную конфету.
Внимательный доктор зорко подмечал любую мелочь. Девочка с красными лентами в косичках тяжело дышит. Нужно срочно простучать ей лёгкие. А у того сорванца с хитрыми глазами — припухший нос — начинается насморк. Ни один тревожный симптом не ускользал от взора доктора Раухфуса. Благодаря вовремя принятым мерам дети, живущие в Императорском Воспитательном доме, болели редко.
Но какими они попадали сюда с улицы! Карл Андреевич с болью смотрел на приведённого к нему кабинет очередного маленького Гавроша, у которого, сразу видно — и бронхит оттого, что часто спит на улице, и больной желудок — от постоянного голода...
У Карла Андреевича уже давно зрела идея создания в Петербурге особой больницы для маленьких пациентов. В этом его всецело поддерживал принц Пётр Ольденбурский, который даже организовал для Раухфуса несколько зарубежных командировок, чтобы доктор мог познакомиться с опытом европейских коллег-педиатров. Именно благодаря сотрудничеству с принцем идея детской больницы, в конце концов, смогла воплотиться в жизнь, ибо у Карла Андреевича, человека совсем небогатого, попросту не было средств на столь дорогостоящий проект. Зато у него было чёткое понимание, как эта больница должна работать и огромное желание спасать хрупкие детские жизни.
И вот, в тысяча восемьсот шестьдесят седьмом году строительство больничного корпуса на Лиговской улице началось. Длилось оно два года, и в течение этого времени каждый день, после приёма, Карл Андреевич приходил на стройку и помогал, чем мог. Дворянин, светило российской медицины, он не считал для себя зазорным уложить несколько рядов кирпичей или потаскать вёдра с извёсткой. А по ночам подолгу работал над проектом оснащения будущей детской больницы.
...Тридцатого сентября тысяча восемьсот шестьдесят девятого года в светлом, просторном здании новой детской больницы доктор Раухфус, назначенный её главным врачом, провёл первое совещание с персоналом, на котором раздал каждому по белоснежному накрахмаленному. Именно с этого момента белый халат стал постоянной рабочей одеждой медиков во всём мире.
Карл Раухфус впервые в России отказался от больших палат лазаретного типа; вместо этого в новой больнице были выстроены комнаты, где больных размещали по четыре человек, всего же клиника могла вместить целых двести пациентов. Но самое главное — и это было основой идеи Карла Андреевича, которую он официально закрепил в Уставе больницы — она предназначалась для детей «обоего пола, всякого звания и состояния, преимущественно — родителей, испытывающих недостаток в средствах, чьи больные дети помещались в больницу на полное содержание. Под руководством доктора Раухфуса больница вскоре получила признание на международном уровне. По итогам Парижской Всемирной выставки тысяча восемьсот семьдесят восьмого года её признали лучшей в мире детской больницей и удостоили Большой золотой медали. Но Карл Андреевич не собирался упиваться славой и почивать на лаврах.
В тысяча восемьсот семьдесят втором году он, при поддержке известного благотворителя фон Дервиза, основал ещё одну детскую больницу — святого Владимира, на этот раз в Москве. Спустя ещё несколько лет Раухфус создал в городе Ораниенбауме детский санаторий, который, к тому же, выполнял ещё и функции сиротского приюта. Лечебницы для детей, больных рахитом, в Петербурге и Гатчине, Дом попечения о хронически больных детях, Попечительство об охране материнства и младенчества — все эти важные благотворительные учреждения появились благодаря инициативе доктора Карла Раухфуса.
Он часто вспоминал Евангельские слова Христа, обращённые к апостолам: «Будьте как дети!» Если Сам Господь любил детей и считал их примером для подражания, то людям и подавно нельзя оставаться равнодушными к их участи, — был уверен детский доктор Карл Андреевич Раухфус.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер