
Весьма и весьма старинное (и очень живописное) стихотворение, которое сейчас прозвучит, я переписал из редкой поэтической книги, выпущенной в 1826 году, в Санкт-Петербурге. Как пишут в библиографических словарях, книга эта — «Досуги сельского жителя» — стала «...первым в русской литературе развёрнутым, исполненным подробностей, описанием крестьянской жизни». А ещё и самой первой книгой поэта-самоучки, которого звали...
Но об этом потом. Сначала мы прочитаем, как раньше говорили, сами вирши.
Румяная заря зарделась на востоке, Блистает луч златой на тихом вод потоке; Сокрылася луна, бледнея в небесах, Раздались хоры птиц, сидевших на древах! Пленяясь ясным днём и пеньем птиц небесных, И видами лесов, полей, лугов прелестных, Выходит из избы смиренный земледел. На небо прекрестясь, на пне дубовом сел. Вся в чувстве радостном душа его пылала, От уст его хвала Владыке излетала! Тогда он размышлял о прежних временах, Как жили праотцы спокойно в шалашах, В полях паслись стада верблюдов, коней диких, Коров, овец, ослов и буйволов великих. Нужд горьких и забот не ведал человек. В избытке протекал его спокойный век. На нивах дважды в год серпы жнецов светлели, Повсюду тёк им мёд, везде плоды им зрели, Не то ли солнце здесь, не те ли небеса? Со вздохом он сказал, скатилася слеза. Те ж землю облака дождями напояют, И росы в знойный день цвет нежный орошают, Но менее плодов в сравненье тех времян, И часто слышится вздох бедных поселян — Как будто бы земля скупее становится. Железо ли не то, что к делу не годится? Иль руки их слабей? иль труд их нерадив? Нет, Божий гнев на нас, что заповедь забыв — Мы любим суету, от зла не убегаем; И, ближнего судя, себе всегда прощаем. Сказал — и прослезясь с сердечною тоской — Он на восток взглянул и тихо шёл домой...
«Размышление поселянина», из книги «Досуги сельского жителя», 1826 год.
Автор трогательных стихов — житель Рыбацкой слободы Ярославской губернии, крестьянин Федор Никифорович Слепушкин — стихотворец и художник, которому покровительствовал поэт Фёдор Глинка. Первая книга поэта-самородка со смешной фамилией была замечена и царским двором (государь удостоил Слепушкина — дорогим кафтаном, а императрица — часами). Литераторы разных мастей одобрительно удивлялись новому дарованию.
Александр Сергеевич Пушкин писал в те дни другу и поэту Антону Дельвигу о сём самородке: «...У него истинный свой талант; пожалуйста, пошлите ему от меня экземпляр „Руслана [и Людмилы]“ и моих „Стихотворений“ — с тем, чтоб он мне не подражал, а продолжал идти своею дорогою».
В том же 1826-м году, — крепостного поэта и художника Фёдора Слепушкина — выкупили на волю и вскоре он даже стал купцом. Из печати вышли ещё три его книги о сельском житье-бытье.
Фёдор Никифорович пережил Пушкина на одиннадцать лет. Он оставил после себя огромную семью из пятидесяти человек и добрую память. А ещё я скажу вам, что одна из волжских библиотек ныне носит его не громкое имя.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер