Гал., 214 зач., VI, 2-10.
Глава 6.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
3 Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.
4 Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, 5 ибо каждый понесет свое бремя.
6 Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.
7 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: 8 сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
9 Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.
10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Многие из нас помнят мультфильм Маугли и образ благородного вожака стаи волков по имени Акелла. Однажды на охоте, когда он прыгнул на свою добычу, ему помешал тигр Шер-хан. Из-за этого Акелла промахнулся. Прихвостень Шер-хана, шакаленок Табаки сразу же создал из этого, как бы мы сейчас сказали, удачный инфоповод, чтобы унизить вожака, уничтожить его репутацию. Вслед за шакалом и некоторые другие волки, которые до этого вынуждены были отдавать своему предводителю должное, начали перешёптываться: «Акелла промахнулся. Акелла должен уйти». Важно то, что формально это было в соответствие с закон джунглей. Однако многие откровенно злорадствовали по этому случаю и использовали закон просто как удачный повод избавиться от конкурента, унизить, раздавить, морально его уничтожить.
Когда апостол Павел призывает нас сегодня нести бремя друг друга, он намекает именно на подобную ситуацию. Подлинный последователь Христа должен научиться словно не замечать промахов окружающих. Речь идет отнюдь не о потакании греху и беззаконию. Так, о чем же? Давайте задумаемся, какие чувства переполняют нас, когда мы становимся очевидцами падения ближнего? Нас переполняет чувство горечи и боли по упавшему человеку, будто с ним упали и мы сами, или же мы испытываем чувство внутреннего удовлетворения и сытости, как его, наверняка испытывал Шер-хан из мультика, враг Акеллы. Начинаем ерничать и многозначительно повторять: «я же говорил!» Вот именно от последнего призывает нас воздерживаться апостол. Даже если мы не скорбим и не сокрушаемся об оступившемся человеке, как о родном, при виде его падения в нас хотя бы не должно быть чувства злорадства. В нас не должны быть покровительственно-снисходительного тона. Последнее дело в подобной ситуации читать нотации и морали тому, кто оступился.
Ведь впадать в ошибки — удел каждого. Спотыкаются даже лучшие из нас. Все мы несем бремя своих собственных грехов. А потому завтра промахнуться можем и мы. И обязательно сделаем это, если не изменим отношение к людям. И вот тогда обязательно найдется свой Табаки, который будет ехидно завывать: «Акелла промахнулся». Ведь как говорит Павел: «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет». Посеет презрение и злорадство, их и получит. Посеет сдержанное молчание, может и о нем не скажут в свое время дурного. А посеет милость и молитву о том, кто упал, если не люди, то Сам Бог обязательно покроет Его Своей милостью. А что может быть выше этого?
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.