2 Кор., 180 зач., V, 15-21.
15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
16 Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.
17 Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.
18 Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, 19 потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.
20 Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.
21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если внимательно проанализировать наши христианские проповеди, книги, лекции, беседы и вообще все то, что составляет собой корпус христианской письменности, то легко убедиться: говорим мы много. Очень много. Даже может быть слишком много. Зачастую за этими словами довольно непросто уловить суть. Апостольские послания стоят в этом ряду особняком. В них мало слов и много сути. Вот и апостол Павел в своих посланиях не тратил время на выработку особой формы подачи, не строил витиеватых фраз, не выводил многоступенчатых доказательств и не пытался ответить сразу на все вопросы, апостол пишет кратко и по существу какой-то одной проблемы. Так и в этом отрывке: буквально в нескольких предложениях он описывает то, чему в дальнейшем будут посвящены целые тома сочинений других христианских авторов. Причем апостол делает это с использованием кратких афоризмов и, если брать за основу греческий оригинал, с помощью ритмизированной структуры текста.
Апостол продолжает мысль, которую начал ранее в этой же главе: он объясняет каким образом Бог устроил возвращение человека к первоначальному райскому состоянию. Здесь же он пишет о и том, почему далеко не все чувствуют, что это возвращение состоялось, тогда как неестественность и ужас нашей обычной жизни не осознавать невозможно. Многие умеют закрывать на них глаза, отворачиваться от них, но рано или поздно с ними сталкиваются все. Правда, и после этого можно продолжить жить в иллюзорном мире.
Если последствия грехопадения имеют безусловный довлеющий характер, то примирения с Богом — это личный выбор. Христос, по мысли апостола, дал нам возможность его сделать. Быть «новой тварью» во Христе или же оставаться прежним — каждый волен решить сам. То, что сделал и делает враг Бога и человека выражается в терминах насилия. Он не предоставляет выбора. А Бог всегда дает возможность выбирать. В деле примирения с Ним Самим также нет никакого насилия: хочешь вернуться к райскому блаженству — пожалуйста, путь открыт; не хочешь — очень жаль, но тоже пожалуйста. Бог никому не «причиняет добро» и не «наносит благо». Добро и благо от Бога всегда идут через свободное волеизъявление человека. Поэтому апостол Павел и пишет: «Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом». Возможность примирения открыта, путь обозначен — дальше каждый выбирает сам.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.