
Апостол Пётр
2 Пет., 65 зач., I, 10-19.
10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, 11 ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
12 Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине.
13 Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, 14 зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.
15 Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память.
16 Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия.
17 Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
18 И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе.
19 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших

Помню однажды я разговорился со своим университетским преподавателем. Он был специалистом по литературе XIX века, но в тот раз речь шла о Евангелии. Был он человеком неверующим, но к тексту относился с уважением, говорил о его литературных качествах, о сюжете и прочем. Я помню свое удивление от подобного подхода к Евангелию как простому древнему памятнику, который как Эсхила или Софокла можно после прочтения просто поставить на полку, не воспринимая его как повод изменить свою жизнь. Это, конечно, было очевидно, но меня очень поразило.
В сегодняшнем чтении апостол Петр обращается к своим читателям, но делает это будто бы извиняясь. Он даже уточняет, что все это они и так должны помнить, но считает необходимым говорить об этом снова и снова, пока он жив.
Почему это так? Что он напоминает им? В чем важность этого напоминания? Почему даже зная Евангелие как текст, важно напоминать себе его содержание снова и снова. Внутренне и сердечно постоянно входить в его глубину.
Уже в конце отрывка мы слышим, как апостол характеризует мир сей. Он называет его темным местом, в котором слово проповеди сияет как светильник. Эти слова для апостола не просто образ, он знает, общество пронизано грехом и никогда не станет совершенным. И единственное, что может изменить положение человека — это его ответ на Божий призыв.
Именно поэтому, зная сложность жизни в мире, апостол призывает учеников стараться сделать прочным свет призвание и избрание. Он обращается не просто как рассказчик, который пересказывает им слышанную когда-то историю, но как свидетель Славы Божией, которая была явлена во Христе. Доверяя ему, как апостолу, они должны не просто быть верующими, им стоит усердно трудиться, прилагая усилия, чтобы быть христианами. Интересно, что слова, которые он употребляет, говорят о срочности и важности активных действий с их стороны, ведь только благодаря этому им откроется свободный вход в вечное Царство Христово.
Есть немало вещей и дел в нашей жизни, о которых мы помним, но которые не спешим исполнять, потому что не чувствуем их серьезности, они все время скрываются за тем, что кажется более важным. Именно в этом смысл напоминания, которое обращает к ученикам апостол.
Литературоведы могут изучать Евангелие как пример древнего текста. Нередко их труды помогают нам узнать его лучше, войти в исторические и иные уровни понимания. Однако относиться к нему мы должны не просто как старинной истории, но как к тому, что здесь и сейчас призывает нас изменить жизнь, к тому что помогает нам не падать на пути к Богу.
5 ноября. О наших просьбах к Богу
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам».
О наших просьбах к Богу — священник Николай Конюхов.
Когда мы обращаемся с просьбой к Богу, нужно избежать двух крайностей. С одной стороны, нужно быть уверенным, то есть нужно достаточно настойчиво просить у Бога об исполнении своей молитвы. Помним ту женщину, которая прикоснулась ко Христу, несмотря на общественное порицание, несмотря на страх, и Господь похвалил её и сказал: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасёт тебя».
Но с другой стороны, нужно уметь принимать отказ от Бога и предоставить возможность, некую свободу тому, чтобы Он ответил нам «нет». То, как Иисус Христос сам молился в Гефсиманском саду, говоря: «Господи, если можно, пускай пройдёт мимо Меня эта чаша, но будет не Моя воля, но Твоя».
Поэтому, конечно, нужно настойчиво просить: «Господи, мне очень нужно вот то-то, то-то», — но в конце обязательно прибавлять: «Да будет святая воля Твоя».
Все выпуски программы Актуальная тема
5 ноября. О благодарении Бога Отца через Христа

В 3-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца».
О благодарении Бога Отца через Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Источник всех благ — Бог. Это аксиома. Человек — образ Божий, поэтому, как на любимое дитя, на него распространяется излияние Божьей благости. Как следствие, человек тоже становится источником блага.
Христос говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Собственно, апостол Павел повторил эту же мысль о благодарении Бога и воздаянии приличной Ему славы. Ведь естественное состояние человека — благодарить Бога за Его благодеяния.
Почему благодарим Бога Отца через Сына? Потому что Христос стал посредником между Небесным Отцом и нами. У людей без Него не получалось обращаться к Создателю, мешала воздвигнутая ими стена греха и проклятия. Сын Божий разрушил эту стену и дал нам возможность с дерзновением обращаться к Небесному Отцу.
Иоанн Богослов так говорит: «Мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». Апостол Павел добавляет: «Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас».
Поэтому и благодарение Отцу через Сына Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 ноября. О творчестве Михаила Муравьёва

Сегодня 5 ноября. В этот день в 1757 году родился поэт и государственный деятель Михаил Никитич Муравьёв.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот выдающийся государственный муж и творческий человек, художник слова, в армии начинал свою службу солдатом, а закончил генерал-майором. Благодаря неутомимому труду над собой, он стал почётным академиком.
Ему мы обязаны основанием многих факультетов университета, в том числе медицинского, и открытием почти всех гимназий в Москве.
Обладая незаурядным литературным даром и соответствующим образованием, Михаил Никитич был преподавателем словесности при Екатерине II, цесаревиче Александре, будущем императоре, и Константине.
Государь Александр I, искренне любивший своего учителя, когда взошёл на престол, сделал его главой своего кабинета, и это была весьма ответственная должность, суть которой — рассматривание поступающих документов и подготовка аудиенций у государя.
Литераторам будет небезынтересно узнать, что Михаил Никитич, последователь сентиментализма, являлся основателем интересного жанра лёгкой, то есть не лишённой иронии и шутливости, поэзии. И скрытые цитаты из творчества Муравьёва мы найдём даже в «Евгении Онегине».
Все выпуски программы Актуальная тема







