1 Кор., 148 зач., XI, 8-22.
8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа; 9 и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10 Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
11 Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога.
13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? 14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, 15 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
16 А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
17 Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.
18 Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
19 Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
20 Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; 21 ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается.
22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что́ сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В современном мире идея социального равенства мужчины и женщины настолько популярна, что тот отрывок, который мы только что услышали, может вызвать бурю негодования и возмущения даже вроде бы у церковного человека. Апостол Павел призывает женщину покоряться мужчине и в знак этой покорности носить плат на голове во время богослужения. Давайте приглядимся к отрывку повнимательней и попытаемся вникнуть в аргументацию апостола.
Обычай покорности женщины перед мужчиной очень древний. Это обычай, который вполне согласуется с традицией патриархальной культуры. Однако апостол Павел указывает на то, что основания этой традиции не человеческие, но божественные. Мы находим упоминание о ней уже в самом Священном Писание. Здесь говорится, что жена была сотворена как помощница первому человеку. По этой причине она и не может претендовать на то место, которое занимает в богослужебной жизни Церкви мужчина. Именно он предстоит перед Богом в качестве священника. Плат лишний раз должен подчеркнуть эту идею.
Однако не только к авторитету Писания обращается апостол. И свидетельством тому служит небольшая ремарка. Плат, который должна носить женщина, — это знак ее покорности для «для ангелов». Это очень необычное добавление стало причиной многих споров между христианскими толкователями. Каждый предлагал свое понимание этих строк. Кто-то говорил, что ангелы — это образное название священства, перед которым женщина должна смиряться. Кто-то говорил, что речь идет о языческих шпионах, посланниках (ведь именно так переводится слово ангел), которые могли присутствовать на богослужении первых христиан и запоминать их лица, которые поэтому было необходимо скрывать. Были даже такие, кто утверждал, будто апостол Павел ссылается на древнее предание, согласно которому некоторые ангелы соблазнились женскую красотою и пали, а потому жена должна носить плат, скрывая свою красоту, чтобы не вводить их в соблазн.
Однако наиболее традиционным считается мнение выдающегося богослова свт. Иоанна Златоустого. Он говорит, что слова апостола можно понять так: женщина не должна брать на себя ту ответственность, которую мужчина несет перед Богом в церковной жизни; не должна претендовать на его место; должна в знак покорности одевать в храме платок. Если же она считает себя равной мужчине, не считается с ним, то есть, отказываться от той роли, которая ей отведена Творцом, то пусть вспомнит ангелов и все же оденет плат. О чем идет речь? В ангельском мире тоже есть иерархия. Ведь ангелы подчиняются друг другу, а в конечном счете все вместе подчиняются Богу. И падение самого светлого ангела Денницы началось именно с того, что он посчитал себя равным Творцу. К слову, по словам другого святого, прп. Ефрема Сирина, падение Адама и Евы также произошло по той причине, что женщина, которая на тот момент была равна мужчине, захотела стать выше его, а потому легко поддалась на внушение дьявола, съела запретный плод. Итак, апостол Павел, призывая женщину к отведенной ей роли, говорит о том, что не стоит нарушать установленный Богом порядок вещей, иначе может произойти катастрофа.
Возможно, современному человеку доводы апостола Павла покажутся неубедительными. Может быть потому, что часто современный человек не обращает внимание на важный элемент, без которого любые иерархические отношения неизбежно ведут к конфликту между верхом и низом. И апостол в этом послании упоминает о нем. Это жертвенная любовь, которая явлена людям во Христе. Без нее любое равенство приведет в итоге к анархии и беспардонности, а с ней любая иерархия преображается в отношения, которые бывают между любящим родителем и благодарным ребенком.
Виталий изменил свою жизнь, благодаря помощи приюта «Тёплый приём»
Виталий живёт в подмосковном центре социальной реабилитации для бездомных людей — «Тёплый приём». Сюда мужчину привела череда трагических обстоятельств. В приюте Виталий вновь обрёл веру в людей и надежду на то, что жизнь его обязательно наладится.
Этой зимой мужчина приехал в Москву на заработки. Почти 3 месяца он трудился на заводе. А после того, как смена закончилась, решил немного задержаться в столице, посмотреть город. Так случилось, что Виталия обокрали — унесли сумку с вещами и документами, там же были и все заработанные деньги. Мужчина оказался на улице в мороз, в растерянности и непонимании, что делать дальше. Очень быстро он получил обморожение и попал в больницу, где лишился ноги. Затем Виталий оказался в центре «Тёплый приём». Тут мужчина находится под присмотром чутких сотрудников и медицинского персонала. В приюте чисто и тепло, есть возможность восстановиться после пережитых испытаний и понять, что делать дальше.
«Когда тебе, такому, как есть — небритому, в грязной одежде — безвозмездно помогают и искренне желают добра — хочется не подвести и встать на ноги. Хоть на одну, но крепко», — говорит Виталий.
Постепенно мужчина возвращается к активной жизни. Освоил в приюте новую профессию и теперь трудится в местной артели — создаёт красивые кожаные ремни, сумки, кошельки и не только. Этот благотворительный проект даёт возможность тем, кто попал в беду, особенно людям с инвалидностью, заниматься интересным делом, зарабатывать и чувствовать себя нужными. Приобрести качественные кожаные изделия и поддержать мастеров может любой желающий. Для этого переходите на страницу приюта «Тёплый приём» в социальной сети Вконтакте: https://vk.com/teplypriem
Поддержать приют можно по ссылке: teplypriem.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Переяславская рада». Дмитрий Володихин
Вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы говорили о Переяславской Раде 1654 года — собрании представителей запорожского казачества, результатом которого стало вхождение Запорожского войска в Русское царство и присяга казаков царю Алексею Михайловичу.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Празднование Пасхи. Русский Фольклор». Юлия Алакина
У нас в гостях была певица, автор, композитор, руководитель нескольких фолк-проектов Юлия Алакина.
В пасхальный вечер мы говорили о традициях встречи праздников, о русском фольклоре, а также слушали замечательные песни. Кроме того наша гостья рассказала о своем приходе к вере, о любви к русским традициям и изучении народнодных песен и духовных стихов.