
Апостол Павел
1 Кор., 141 зач., IX, 2-12

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Вторая Ипостась Святой Троицы Бог-Сын воплотился, Он стал человеком, Он был убит, и Он воскрес, Его Воскресение «путь сотворило всякой плоти к воскресению из мёртвых». Получается, что мы спасены благодаря тому, что Бог перестал быть Богом. Он ради нас отказался от того, что Ему свойственно по природе; к примеру, Он испытывал голод и жажду, Он уставал, но самое главное состоит в том, что Бессмертный умер. Да, смерть оказалась над Ним в конечном итоге не властна, но тем не менее Он умер. Мы, будучи христианами, не имеем права забывать о том, что добровольный отказ от своих прав и привилегий ради пользы другого — это путь, который указал нам Господь Иисус Христос. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 9-й главы Первого послания к Коринфянам святого апостола Павла. В этом отрывке Павел напомнил своим адресатам о том, что добровольный апостольский отказ от привилегий не стоит интерпретировать как свидетельство слабости.
Глава 9.
2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; || ибо печать моего апостольства — вы в Господе.
3 Вот мое защищение против осуждающих меня.
4 Или мы не имеем власти есть и пить?
5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?
6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать?
7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?
8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?
10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.
11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
Для понимания только что прозвучавшего отрывка апостольского послания нам стоит держать в памяти, что в Коринфе были некоторые возмущения против Павла, и он был вынужден на них реагировать. Судя по всему, в начале услышанного нами отрывка апостол Павел перечисляет выдвинутые против него обвинения, все их можно свести к вопросу материального обеспечения. Павлу пытались поставить в вину то, что было естественным для других апостолов, которые жили не за счёт своего труда, а за счёт пожертвований от христиан, и это было совершенно нормальным. Стоит сказать, что до сих пор пожертвования — основной путь обеспечения жизни священнослужителей и их семей. Конечно, священники вправе работать на обычной работе, но они вовсе не обязаны это делать, не обязан это был делать и апостол Павел.
Однако апостол Павел работал. Он сознательно отказался от своих апостольских привилегий. Казалось бы, отказ Павла должен был послужить хорошим уроком, и многие должны были бы последовать его примеру, отказываясь от тех или иных своих прав ради пользы ближних. Но нет, ничего подобного не произошло, произошло же то, что в своё время случилось и со Христом: Господь воплотился, Он отказался от того, что Ему было свойственно как Богу, но люди не смогли оценить самоумаление Спасителя, люди попросту не поняли свершившегося, итогом же стало Распятие.
Когда апостол Павел проповедовал, что в нас «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5), он вовсе не лукавил и не фантазировал, он говорил об этом из собственного опыта, в нём самом были Христовы чувствования, а потому он, невзирая на непонимание окружающих, поступал так, как поступал Спаситель мира Христос. Дай Бог, чтобы и у нас молитвами святого апостола Павла было стремление следовать его примеру!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к священству». Игумен Варфоломей (Коломацкий)

У нас в гостях был наместник Свято-Троицкого Макариево-Унженского монастыря в Костромской области игумен Варфоломей (Коломацкий).
Мы говорили с нашим гостем о его приходе к вере, пути к монашеству и священническому служению, а также о житии преподобного Макария Унжинского.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь Церкви в борьбе с зависимостями». Протоиерей Григорий Григорьев
У нас в гостях был доктор медицинских наук, Заслуженный врач России, психиатр-нарколог, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, доктор богословия протоиерей Григорий Григорьев.
Наш гость рассказал о своем удивительном пути к вере и о том, как этот путь связан с преодолением алкогольной зависимости, о многочисленных чудесах, которые происходили в его жизни и о том, как он стал священником в храме, который строил сам еще до принятия сана.
Все выпуски программы Делатели
Александр Пушкин. «Скупой рыцарь»: «Безумие греха»

Фото: PxHere
«Сказал безумец в сердце своем: "Нет Бога"» Такими словами начинается тринадцатый псалом царя и пророка Давида. Вера в то, что Бога нет, лишает человека разума, и не только разума, но и простого здравомыслия.
Об этом трагедия «Скупой рыцарь» Александра Сергеевича Пушкина. Её главный герой, Барон, посвятил жизнь золоту. Монеты, обагрённые кровью и облитые слезами, стекаются в его сундуки, и нет счастья для Барона выше, чем созерцать свои сокровища в подвале.
Но о чём мечтает Барон? О ещё бОльшем богатстве? О власти? О долголетии? Нет. Он мечтает ни много ни мало, как ... об аде.
... о, если б из могилы
Прийти я мог, сторожевою тенью
Сидеть на сундуке и от живых
Сокровища мои хранить, как ныне.
Целую вечность сидеть с ключами в подземелье — разве это не ад? А Барон, напротив, заявляет о своём желании волонтёром отправиться в преисподнюю. Вот это и есть подлинное безумие, о котором говорил пророк Давид. Сначала отрицается Бог, затем — и счастье, и бытие. Всё, что не вмещается в крохотный сундук. Желание Барона исполняется, он умирает в финале пьесы с криком: «Ключи, мои ключи».
Какой отблеск рая можно найти в этой пьесе? И есть ли он? Да, есть. Сын Барона, Альбер, велит слуге подать ему вина, присланного в подарок. А вина нет, слуга отнёс накануне больному кузнецу последнюю бутылку. Тут бы Альберу возмутиться — он и без того почти нищ, денег отец не давал, вина купить было не на что, приходилось дорожить тем, что подарили. Но Альбер, выслушав ответ слуги, только и говорит: «Да, помню, знаю. Так дай воды».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение