Название иконы Божией Матери «Тучная гора» восходит к библейским пророчествам о тайне Боговоплощения. О камне, без участия человека отсечённом от горы и поразившем истукана, говорит в своей книге пророк Даниил. Так образно древний праведник описал появление на свет Спасителя. Чудесно рождённый от Пречистой Девы Иисус Христос вывел людей к свету Богопознания.
Тучную – то есть плодородную гору воспевает в одном из своих произведений и автор Псалтыри, царь Давид. Богословы видят в словах псалмопевца символ, олицетворяющий Пречистую Деву. В своём целомудренном смирении перед волей Божией Она достигла небывалой прежде высоты, уподобилась горе. А плодом Её добродетелей стало Рождество Богочеловека.
Библейские строки вдохновили неизвестного русского иконописца семнадцатого века на создание иконы «Тучная гора». Он изобразил на ладони Божией Матери гору с возвышающимся на ней храмом. Образ хранился в одном из монастырей Твери, а затем был подарен горожанину Косме Волчанинову. Он получил награду за то, что качественно отремонтировал со своей артелью монастырские помещения.
Волчанинов отнёсся к подарку с благоговением. Но после смерти Космы святыню унаследовал его внук, которому было чуждо благочестие. Он распорядился убрать икону «Тучная гора» на чердак. Этот человек был известен жестокостью. Свою жену он довёл до отчаяния. Несчастная встретила на улице некоего монаха, который призвал помолиться Богородице перед иконой «Тучная гора». Таинственный собеседник стал невидим после разговора. Женщина обо всём рассказала мужу, и его сердца коснулось сострадание. Он повелел вернуть с чердака чудотворный образ и пригласил священника отслужить молебен Божией Матери. С тех пор в семье воцарился мир.
Образ «Тучная гора» хранился в доме Волчаниновых до середины девятнадцатого века. Затем святыню передали в Тверской храм Смоленской иконы Божией Матери. После революции 1917 года эту церковь закрыли и разрушили безбожники. Образ Богородицы «Тучная гора» был утрачен. Но в Твери сохранился чудотворный список старинной иконы. Перед ним можно помолиться в Вознесенском соборе.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Подросткам о вере»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин, востоковед Анна Тумаркина и сестра милосердия, руководитель благотворительных проектов в Иркутской епархии Анастасия Старцева размышляли о том, как говорить с детьми о вере и отвечать на их далеко не всегда простые вопросы, что делать родителям в случае охлаждения веры у ребенка или подростка, какой может быть христианская проповедь в школах и ВУЗах, а также кто может стать духовным авторитетом для современного молодого человека.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей
Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Всякий гражданин нашего отечества, не говорю о заморских гостях, посещая Северную Пальмиру — Санкт-Петербург, почитает для себя внутренние необходимости войти под просторные своды Эрмитажа. В переводе с французского «некое заключённое замкнутое пространство», сегодня является подлинным заповедником культуры, переходя из залы в залу которого, вы воссоединяетесь с прошедшими эпохами, черпая от них всё лучшее, что только художественный гений запечатлел в красках, в линиях, в каменной фактуре.
И выходите из Эрмитажа обогащённым, вдохновлённым, а главное, чувствуете сами внутреннюю потребность созидать, а не разрушать. Непреходящим является значение Эрмитажа как города высокого искусства, где каждый из нас может найти для себя любимого художника, скульптора, исторического деятеля.
Ибо в сердце всякого человека сокрыт художник. Мы наделены от нашего создателя творческой способностью, развитие которой и помогает тебе стать личностью, помогает избежать действий разрушительных, страстей, войти в жизнь как человеку под знаком красоты, добра, любви.
Все выпуски программы Актуальная тема











