
Название иконы Божией Матери «Тучная гора» восходит к библейским пророчествам о тайне Боговоплощения. О камне, без участия человека отсечённом от горы и поразившем истукана, говорит в своей книге пророк Даниил. Так образно древний праведник описал появление на свет Спасителя. Чудесно рождённый от Пречистой Девы Иисус Христос вывел людей к свету Богопознания.
Тучную – то есть плодородную гору воспевает в одном из своих произведений и автор Псалтыри, царь Давид. Богословы видят в словах псалмопевца символ, олицетворяющий Пречистую Деву. В своём целомудренном смирении перед волей Божией Она достигла небывалой прежде высоты, уподобилась горе. А плодом Её добродетелей стало Рождество Богочеловека.
Библейские строки вдохновили неизвестного русского иконописца семнадцатого века на создание иконы «Тучная гора». Он изобразил на ладони Божией Матери гору с возвышающимся на ней храмом. Образ хранился в одном из монастырей Твери, а затем был подарен горожанину Косме Волчанинову. Он получил награду за то, что качественно отремонтировал со своей артелью монастырские помещения.
Волчанинов отнёсся к подарку с благоговением. Но после смерти Космы святыню унаследовал его внук, которому было чуждо благочестие. Он распорядился убрать икону «Тучная гора» на чердак. Этот человек был известен жестокостью. Свою жену он довёл до отчаяния. Несчастная встретила на улице некоего монаха, который призвал помолиться Богородице перед иконой «Тучная гора». Таинственный собеседник стал невидим после разговора. Женщина обо всём рассказала мужу, и его сердца коснулось сострадание. Он повелел вернуть с чердака чудотворный образ и пригласил священника отслужить молебен Божией Матери. С тех пор в семье воцарился мир.
Образ «Тучная гора» хранился в доме Волчаниновых до середины девятнадцатого века. Затем святыню передали в Тверской храм Смоленской иконы Божией Матери. После революции 1917 года эту церковь закрыли и разрушили безбожники. Образ Богородицы «Тучная гора» был утрачен. Но в Твери сохранился чудотворный список старинной иконы. Перед ним можно помолиться в Вознесенском соборе.
Все выпуски программы Небесная Заступница
25 августа. О крещении Господа

В 1-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Пришёл Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане».
О причине крещения Христа в Иордане — протоиерей Максим Первозванский.
Весь сонм святых говорит о том, что крещение Господа в Иордане было послушанием пророку. Господь послал пророка Иоанна Крестителя для того, чтобы крестить. Иисус как Богочеловек исполнил послушание пророку.
Дальше можем прозревать символические, мистические смыслы. Митрополит Антоний Сурожский об этом примерно так размышляет. Он говорит, что Христос пришёл креститься к Иоанну Крестителю на Иордан уже почти после всех. Что символически люди оставляли в Иордане, омывали свои грехи. Иорданские воды были наполнены человеческими грехами. И Господь, опустившись в эти тяжёлые, греховные в тот момент воды Иордана, принял эти все грехи на себя.
Понятно, что мы не должны абсолютизировать этот образ. Это даже не мистика, а скорее символика крещения. И вряд ли он крестился именно для этого. Но видеть это вот таким образом мы тоже можем.
Ну и главное, что он сам засвидетельствовал, сказав, что так нам надлежит исполнить всякую правду.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 августа. О библиографе Ловягине

Сегодня 25 августа. В этот день в 1870 году родился книговед и переводчик Александр Ловягин.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Он имел энциклопедическую осведомлённость в науках гуманитарного цикла: филологии, истории, и его особенной любви к книговедению, библиографии. Благодаря работам Ловягина в России библиографическая наука получила свое развёрнутое оснащение, методическое.
Милостью Божьей он не был репрессирован, и его педагогическая деятельность, равно как и научные исследования, конечно, украсили русскую культуру во втором десятилетии XX столетия.
Замечательно, что Александр Михалыч не таил под спудом и талант переводчика. Он перевёл на русский язык многим известную книгу Адама Олеария «Описание путешествия в Московию». Впервые опубликованная в 1906 году, переиздана была в 2003 году.
Из этой книги мы глазами иностранцев, доброжелательно настроенных, узнаём, какими замечательными нравственными качествами обладал наш патриархальный русский народ и каким передовым государством во многих отношениях являлась Россия, по недоразумению почитавшаяся отсталым государством либералами XIX века, да и нынешними западниками.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 августа. Об отношении к личности царя Иоанна Грозного

Сегодня 25 августа. В этот день в 1530 году родился русский царь Иван Грозный.
О его личности — протоиерей Михаил Самохин.
Детство будущего первого русского царя Ивана Васильевича было тяжёлым, полным интриг, убийств, борьбы за власть. Столь же тяжёлой была и жизнь людей при государе, которого недаром прозвали Грозным: затяжная Ливонская война, опричнина. Последние годы в Александровской слободе кровью перечеркнули все надежды, которые возлагали на новое царствование в его начале.
И хотя сейчас мы слышим разные голоса, которые стремятся оправдать Ивана Грозного и даже назвать его святым, отношение Православной Церкви к нему не изменилось и определяется оно убийством митрополита Филиппа. Выдающийся соловецкий игумен, ставший митрополитом Московским и всея Руси и попавший в опалу из-за открытого протеста против опричнины, был задушен Малютой Скуратовым по личному приказу царя.
Великие люди далеко не всегда оказываются великими христианами, к сожалению. Сегодня мы вспоминаем лишь выдающегося политика, но не милосердного христианина, и молитва о нём приправляется немалой горечью.
Пусть Господь Сам судит раба Своего Иоанна, которого не напрасно назвали Грозным земным царём.
Все выпуски программы Актуальная тема