
Фото: Abenteuer Albanien/Unsplash
Даже далекие от Церкви люди хоть немного, но знают о том, кем были святые Кирилл и Мефодий. Знают, что благодаря деятельности братьев появилась азбука, «кириллица». Но совсем немногие имеют представление о том, что Кирилл и Мефодий не были одиноки в своем труде, что у них имелись помощники и продолжатели их просветительской миссии. Среди наиболее ярких младших современников святых братьев значится имя Наума Охридского. Имя этого великого святого в России известно почти только ученым-славистам, но на самом деле святой Наум сыграл далеко не последнюю роль в деле создания и укрепления славянской церковной культуры. Первоначально святой Наум являлся учеником святого Мефодия, а затем стал помогать еще одному просветителю славян — Клименту Охридскому.
Благодаря Клименту и Науму в городе Охрид, древней столице болгарского царства, который сегодня, правда, располагается на территории Македонии, появилась знаменитая Охридская книжная школа. В этой школе Священное Писание, богослужебные книги и произведения отцов Церкви переводились на славянские наречия при помощи упомянутой уже кириллицы. Под руководством Климента и Наума в школе прошли обучение около 3500 будущих преподавателей и священников. Все они стали распространителями славянской церковной культуры на Балканах и других областях Европы.
Впоследствии святой Наум на берегу Охридского озера основал мужской монастырь, который долгое время был значительным культурным центром. В монастыре Наум провел последние годы своей жизни и почил в 910 году. Вскоре после смерти его мощи были обретены и помещены в главном храме обители. С этого же времени начинается история особого молитвенного почитания святого Наума.
Наум Охридский благодаря своей просветительской деятельности почитается жителями Балкан как покровитель и заступник учеников и учителей. Ему молятся с просьбой получить силы и способности к успешному освоению новых знаний, а также избавиться от психических и нервных расстройств — еще при жизни по молитвам святого Наума люди избавлялись от подобных заболеваний.
Монастырь святого Наума существует и сегодня. Судьба его не была простой, особенно в новейшее время. В 90-е годы прошлого века обитель оказалась частью раскольнической Македонской Церкви, не признанной другими Православными Церквами. Присоединение к расколу привело к тому, что, например, вход в монастырь стал платным. Но даже несмотря на раскол и платный вход в день памяти святого Наума, 27 июля по новому стилю, в его обитель съезжается огромное количество православных македонцев, албанцев и болгар. Православные паломники не принимают участие в раскольническом богослужении, дожидаются его окончания и после этого идут к мощам святого, прося его о помощи.
Омск. Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский)
Когда в 1917 году в России произошла революция, Омскую епархию Русской православной церкви возглавлял архиепископ Сильвестр (Ольшевский). Территорию, которой он управлял, революционеры захватили не сразу. До 1919 года власть в Омске удерживали белогвардейцы под командованием адмирала Александра Колчака. Владыка Сильвестр горячо поддерживал сопротивление безбожникам. По его распоряжению в белой гвардии служили полковые священники. Омская епархия издавала журналы «За Святую Русь» и «Сибирский благовестник», в которых разъяснялась антихристианская суть большевизма. Однако, в ноябре 1919-го в Омск вошла красная армия. Белогвардейцам пришлось отступить. Архиепископ Сильвестр отказался покинуть город и остался вместе со своей паствой. Вскоре владыку арестовали. Его пытали и истязали в течение двух месяцев. А затем мученика распяли на полу тюремной камеры и пронзили ему сердце. Церковь прославила архиепископа Сильвестра (Ольшевского) в лике святых в 2000 году. Спустя ещё пять лет его мощи обрели нетленными. Сейчас святые останки мученика пребывают в кафедральном Успенском соборе Омска.
Радио ВЕРА в Омске можно слушать на частоте 90,5 FM
Норильск. Путешествие по городу
Норильск расположен на севере Красноярского края, за Полярным кругом — там, где полуостров Таймыр сливается с материком. Здесь царит арктический климат. Зима длится девять месяцев, и температура воздуха может опускаться до минус пятидесяти градусов. С конца ноября до середины января город погружается в сумрак полярной ночи, а с мая по август солнце не заходит за горизонт и светит круглые сутки. В начале семнадцатого века в этом суровом крае по приказу царя Бориса Годунова стали добывать медь. В районе вечной мерзлоты ставили литейные дворы, чтобы плавить ценный металл. В начале двадцатого столетия выяснилось, что здешние руды богаты также никелем, кОбальтом, серебром. В 1935 году в этих местах на реке Норилке был основан горнометаллургический комбинат. Его строили силами заключённых исправительно-трудового лагеря, специально открытого тут же. Среди узников было немало православных христиан, отбывавших наказание за веру в Бога. Многие из тех, кто выживал в суровых условиях, становились жителями Норильска — города, образованного вокруг металлургического завода. Именно эти подвижники создали здесь в середине двадцатого века православную общину. В 1989 году верующие построили в городе первую церковь и освятили её в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». А спустя ещё четверть века Норильск стал центром православной епархии.
Радио ВЕРА в Норильске можно слушать на частоте 107,4 FM
Село Красногвардейское, Ставропольский край. Путешествие в историю
На северо-западе Ставропольского края, в живописной излучине реки Большой Егорлык раскинулось село Красногвардейское. Название его напоминает о том тревожном времени в первой половине двадцатого века, когда в России бушевала гражданская война. Красные войска, сражавшиеся за советскую власть, вытеснили тогда остатки царской белой гвардии из Ставрополья. Новые хозяева и дали селу имя. Изначально оно называлось Медвежье. Первые жители здесь появились в начале девятнадцатого века. В то время правительство создавало условия, чтобы люди из центральной России переселялись в предгорья Кавказа. В 1831 году царь Николай Первый лично посетил Ставрополье, чтобы проинспектировать, как идёт освоение земель. Побывал император и в селе Медвежьем. Его Величество помолился в храме Михаила Архангела, построенном в первые годы существования посёлка. К сожалению, это здание было разрушено в советское время. А вот две другие дореволюционные церкви сохранились до наших дней. Успенский храм стоит в центре села на улице Красной. Троицкий — в двух километрах, на противоположном берегу реки. В воскресные и праздничные дни они перекликаются колоколами, призывают жителей села Красногвардейского на богослужение.
Радио ВЕРА в селе Красногвардейском можно слушать на частоте 104,5 FM











