Рим., 80 зач., I, 18-27.
18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.
19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; 22 называя себя мудрыми, обезумели, 23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся,- 24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
26 Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; 27 подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.
В сегодняшнем чтении мы слышим продолжение вступительной речи апостола, в которой он обращается к римлянам с рассуждением о том, к чему пришли цивилизации, ушедшие в свое время от Бога.
Он начинает говорить о гневе Божием. При этом важно отметить, что гнев этот открывается на нечестие и неправду людей, которые подавляют истину. Обратим внимание, не на самих людей, но на их нечестие и неправду. Гнев не как злоба и раздражение, ведь такие вещи абсолютно чужды Богу... Но, скорее, как отдаление Святого от всего греховного и злого, отторжение как результат несовместимости благой и злой воли.
Дело в том, что грех никогда не бывает просто поступком, пусть и с отрицательным знаком. Грех — это всегда искажение чего-то благого, неверное и неправильное использование того, что само по себе могло бы быть добрым. Именно поэтому апостол говорит, что грешники подавляют истину неправдою. Но ведь в свою очередь — это означает, что в той или иной мере истина им доступна, хотя они отвергают ее.
Собственно, об этом прямо пишет апостол, ведь то, что они способны были узнать, было им открыто самим Творцом, Он им явил. Значительно позже, в школьном богословии то, о чем пишет автор станет называться естественным откровением. Понимают под этим все то, что может открывать истину о Боге естественным путем, через обычные органы чувств. Очевидно, что истина такого откровения очень неполна. Например, если мы придем в музей и увидим картину, мы кое-что сможем узнать об авторе. Во-первых, конечно, мы поймем, что он существует. Во-вторых, сможем оценить уровень его владения кистью. В-третьих, возможно, сумеем определить к какому стилю относится его творчество. Но узнаем ли мы что-то подробнее о самом художнике? О том, кто он, чего он хотел, сохранился ли в работе его первозданный замысел или она испорчена позднейшими наслоениями? Нет, конечно. Чтобы пойти дальше, мы должны заинтересоваться и в пределе — пережить встречу с художником, личную или заочную, читая книги.
Итак, по мысли апостола, рождаясь, все люди оказываются перед удивительной картиной мироздания, существование которой свидетельствует о том, что у нее есть могущественный Творец. Все дальнейшее человек сможет познать через встречу, если осознает свое место в мире и с благодарностью обратится к Богу. Однако язычники сами избирают совершенно иной путь и не имеют в этом извинения. Их поглощает суета, они находят себе ложных богов и Бог истинный оставляет их с самими собой, с нечистотой и похотью их сердец.
Самое удивительное, что естественное откровение существует и сегодня, если только мы умеем замечать удивительное и прекрасное вокруг. Если только помним, что чуткость нашего сердца зависит от нас самих, от того, в чем, или в Ком, мы увидим свою цель.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.