
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
2 Кор., 179 зач., V, 10-15

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Скромность, конечно, украшает, однако не говорить о самом себе, о своих успехах и достижениях мало кто способен. Интересно, что Священное Писание, понимая, что человек существо гордое и тщеславное, не пытается советовать нам молчать о себе, Писание предлагает нам сместить акцент, и говорить не о внешних успехах, а о своём сердце, то есть о своих духовных достижениях. Такой совет мы можем услышать сегодня во время литургии в православных храмах, в которых звучит отрывок из 5-й главы Второго Послания апостола Павла к Коринфянам. Давайте его послушаем.
Глава 5.
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
11 Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям.
12 Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что́ сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем.
13 Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас.
14 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.
15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
Как известно, в Коринфе далеко не все воспринимали апостола Павла как тот авторитет, которого стоит слушать, и которому нужно подчиняться. Павлу же необходимо было каким-то образом переломить ситуацию, и дело здесь не в том, что апостол жаждал всеобщего уважения и почитания, дело в другом: иначе бы христиане Коринфа не смогли обрести спасение, ведь противники апостола учили вовсе не тому, что может помочь душе человека.
Нам не очень много известно о сути их учения, но из контекста слов Второго послания к Коринфянам можно сделать предположение, что эти люди апеллировали для подтверждения собственного авторитета к чему-то яркому и, на первый взгляд, убедительному. К примеру, они могли указывать на то, что через них Бог совершал чудеса, или же что они были свидетелями земной проповеди Христа, возможно, что у них были рекомендательные письма от кого-то из двенадцати апостолов. Павел же как аргумент использовал очень интересную мысль, которая, впрочем, не вполне удачно выражена в синодальном русском переводе: «Не снова представляем себя вам, но даём вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что́ сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем» (2Кор. 5:12). Один из современных переводов помогает нам понять мысль апостола: «А говорим мы об этом снова не для того, чтобы возвеличить себя перед вами, но с тем, чтобы дать вам повод хвалиться нами, чтобы было у вас что сказать всякому, кто гордится своими внешними преимуществами, а не тем, что у него на сердце».
В самом деле, мы можем вспомнить многих людей, которым ничем не помогли внешние преимущества. Иуда был учеником Христа, но к чему он пришёл? Со Христом в годы Его земного служения общались очень многие люди, однако стали Его учениками лишь считанные десятки.
Да, апостол Павел не видел Христа, не ходил с Ним по дорогам Палестины, не был свидетелем Христовых чудес, и потому Павел не мог ссылаться на такой опыт, но он мог делать другое: указывать на собственное сердце, ведь именно стремление к чистоте сердечной сделало возможным призывание бывшего гонителя христиан Савла к апостольскому служению, оно же привело Павла к живому и непрестанному общению со Спасителем. Чистое сердце помогло Павлу полюбить Христа, а потому в его жизни исполнились евангельские слова Господни: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
25 августа. О крещении Господа

В 1-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Пришёл Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане».
О причине крещения Христа в Иордане — протоиерей Максим Первозванский.
Весь сонм святых говорит о том, что крещение Господа в Иордане было послушанием пророку. Господь послал пророка Иоанна Крестителя для того, чтобы крестить. Иисус как Богочеловек исполнил послушание пророку.
Дальше можем прозревать символические, мистические смыслы. Митрополит Антоний Сурожский об этом примерно так размышляет. Он говорит, что Христос пришёл креститься к Иоанну Крестителю на Иордан уже почти после всех. Что символически люди оставляли в Иордане, омывали свои грехи. Иорданские воды были наполнены человеческими грехами. И Господь, опустившись в эти тяжёлые, греховные в тот момент воды Иордана, принял эти все грехи на себя.
Понятно, что мы не должны абсолютизировать этот образ. Это даже не мистика, а скорее символика крещения. И вряд ли он крестился именно для этого. Но видеть это вот таким образом мы тоже можем.
Ну и главное, что он сам засвидетельствовал, сказав, что так нам надлежит исполнить всякую правду.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 августа. О библиографе Ловягине

Сегодня 25 августа. В этот день в 1870 году родился книговед и переводчик Александр Ловягин.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Он имел энциклопедическую осведомлённость в науках гуманитарного цикла: филологии, истории, и его особенной любви к книговедению, библиографии. Благодаря работам Ловягина в России библиографическая наука получила свое развёрнутое оснащение, методическое.
Милостью Божьей он не был репрессирован, и его педагогическая деятельность, равно как и научные исследования, конечно, украсили русскую культуру во втором десятилетии XX столетия.
Замечательно, что Александр Михалыч не таил под спудом и талант переводчика. Он перевёл на русский язык многим известную книгу Адама Олеария «Описание путешествия в Московию». Впервые опубликованная в 1906 году, переиздана была в 2003 году.
Из этой книги мы глазами иностранцев, доброжелательно настроенных, узнаём, какими замечательными нравственными качествами обладал наш патриархальный русский народ и каким передовым государством во многих отношениях являлась Россия, по недоразумению почитавшаяся отсталым государством либералами XIX века, да и нынешними западниками.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 августа. Об отношении к личности царя Иоанна Грозного

Сегодня 25 августа. В этот день в 1530 году родился русский царь Иван Грозный.
О его личности — протоиерей Михаил Самохин.
Детство будущего первого русского царя Ивана Васильевича было тяжёлым, полным интриг, убийств, борьбы за власть. Столь же тяжёлой была и жизнь людей при государе, которого недаром прозвали Грозным: затяжная Ливонская война, опричнина. Последние годы в Александровской слободе кровью перечеркнули все надежды, которые возлагали на новое царствование в его начале.
И хотя сейчас мы слышим разные голоса, которые стремятся оправдать Ивана Грозного и даже назвать его святым, отношение Православной Церкви к нему не изменилось и определяется оно убийством митрополита Филиппа. Выдающийся соловецкий игумен, ставший митрополитом Московским и всея Руси и попавший в опалу из-за открытого протеста против опричнины, был задушен Малютой Скуратовым по личному приказу царя.
Великие люди далеко не всегда оказываются великими христианами, к сожалению. Сегодня мы вспоминаем лишь выдающегося политика, но не милосердного христианина, и молитва о нём приправляется немалой горечью.
Пусть Господь Сам судит раба Своего Иоанна, которого не напрасно назвали Грозным земным царём.
Все выпуски программы Актуальная тема