
Шио Мгвимский родился в конце пятого века в сирийском городе Антиохия, рос единственным ребенком в семье. Родители-христиане заботились более всего о том, чтобы мальчик разделил их любовь к Богу. И сын оправдал надежды — любимым его занятием в юности стало изучение Священного Писания. К шестнадцати годам юноша знал наизусть многие библейские тексты. Видя усердие Шио, мать тревожилась, что он потеряет здоровье, сидя над книгами днем и ночью, и просила поберечь себя. Но сын возразил.
Шио:
Мама, нужно спешить постигать слово Божье, чтобы успеть стяжать Небесное Царство! Утратить его — страшнее любой болезни!
Горячая вера Шио стала уроком для родителей. Они позволили сыну стать монахом, и сами приняли постриг. Духовным наставником юноши стал преподобный Иоанн, подвизавшийся в пустыне близ Антиохии. Когда отшельник по велению Бога отправился в Иверию, чтобы утвердить в христианской вере грузинские племена, обращённые равноапостольной Ниной, вместе с другими учениками он взял с собой и Шио.
Католикос Эвлавий радушно принял сирийских монахов в древней столице Иверии, Мцхете. Три года странники провели в посте и молитве на горе Зедазени, а затем ученики преподобного Иоанна отправились нести Благую Весть в отдаленные концы грузинского царства. И только Шио попросил у наставника благословение на уединённое жительство.
Шио:
Отец, мне ли, недостойному, учить других? Позволь мне поселиться вдали от людей, чтобы оплакать всё, в чем я виноват перед Богом.
Иоанн:
Чадо, ступай, куда тебя поведет Сам Господь. Но как бы ты ни бежал от людей, всё же станешь основателем великой лавры.
Шио поселился в тесной пещере в непроходимых лесах западнее Мцхеты. Он не заботился о пропитании, подкрепляясь лишь травой и водой, сочащейся из скалы. Силы отшельник черпал в непрестанной молитве. Через сорок дней подвижнику была явлена особая милость Божия — голубь каждое утро стал приносить ему кусок белого хлеба, а родник в скале сделался чище и полноводней.
Свидетелем чуда стал царедворец по имени Эвагрий. Охотясь в лесной глуши, он заметил, как птица с хлебом в клюве влетела в пещеру.Охотник поспешил вслед голубю и с изумлением увидел, как Шио принимает дар от небесного посланника. После беседы с Шио Эвагрий пожелал стать его учеником. Вчерашний царедворец поселился в пещере неподалёку от жилища отшельника и принял монашество. Друзья и родственники разыскали Эвагрия в надежде вернуть его домой, однако, посетив отшельников, многие принимали решение также принять подвиг во славу Бога. В скалах под Мцхетой образовалась монашеская община и грузинский царь ПарсмАн Четвертый пожаловал ей землю и выделил деньги для строительства и украшения храма. Ученики просили Шио принять священный сан и стать настоятелем обители, но он решительно отказался. Преподобный по-прежнему тяготел к отшельнической жизни.
Когда обитель разрослась и окрепла, Шио встретился со своим наставником Иоанном, нареченным в Грузии Зедазенским по названию горы, на которой подвизался. Шио вновь попросил у учителя благословение удалиться от людей. Прежде чем погрузиться в безмолвие, преподобный попрощался с монахами основанной им лавры и преподал им наставление.
Шио:
Братья, стяжите любовь, которой обретается Сам Бог. Наслаждайтесь постом, подавляющим всякую скверну. Любите нищету, чтобы наследовать вечное богатство. Да будет с вами плач, за которым следует вечная радость. Берегитесь праздности, губящей душу. Живите в мире и согласии, как бы имея одну душу и одно сердце. А я покидаю вас навсегда — мое последнее жилище станет мне и гробом.
Шио спустился в глубокую пещеру неподалеку от монастыря, отказавшись от возможности выйти из неё. Раз в сутки ему спускали кусок хлеба и немного воды. От поста, непрестанного бдения и пещерной сырости лицо подвижника почернело, а от тела остались только кожа и кости. Узнав от ангела день своей кончины, преподобный попросил спустить к себе в подземелье священника со Святыми Дарами. Шио завещал, чтобы после смерти тело его осталось в той же пещере, и ученики исполнили последний наказ отшельника. Пещера Шио остаётся почитаемой святыней монастыря, основанного преподобным. Обитель эта и поныне расположена на северном берегу Куры, в десяти километрах от древней Мцхеты.
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема