
Деян., 5 зач., II, 22-36.
22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, 23 Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; 24 но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.
25 Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался.
26 Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, 27 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.
28 Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим.
29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.
30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, 31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.
32 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.
33 Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.
34 Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, 35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Проповедь апостола Петра собравшимся в день Пятидесятницы и невольно ставших свидетелями сошествия Святого Духа на апостолов только на первый взгляд может показаться пафосной. По сути она — пронзительная, я бы даже сказал, глубоко драматическая. Петр говорит о том, что вы — собравшиеся на праздник — своими руками распяли долгожданного Мессию, не распознав Его среди множества лжемессий, будучи совершенно уверены, что пригвождаете ко Кресту ещё одного обманщика. Но воскресив Иисуса, Сам Бог положил конец всем сомнениям: да, это Он, именно Он и был — Мессия, Мошиах, Избранник Бога, с Которым связывал все свои лучшие надежды каждый еврей.
Попробуйте почувствовать себя на месте тех, кто слушал эти слова Петра. Даже сложно подобрать какую-то аналогию для такой ситуации. Потому что ситуация — настолько ужасная, жуткая до оцепенения: убить Того, Кого ждали поколениями!
Но тут же, в этот самый миг острого осознания своей безмерной вины — законный вопрос: если всё это на самом деле так, почему мы, распявшие Иисуса, до сих пор живы? Почему на нас не сошёл огненный дождь, как на Содом и Гоморру? Почему не разверзлась под нами земля, чтобы поглотить нас, подобно тому, как во времена Моисея поглотила заговорщиков Корея, Дафана и Авирона со всеми их домами, имуществом, семьями и слугами? Что вообще происходит?
А происходит вот что: радикальная перемена представлений о том, Каков Бог на самом деле. Единственный верный вывод, к которому подталкивает слушателей Петр — то, что Бог — не Мститель, а Спаситель! Он — не «угроза», с которой надо срочно что-то делать, чтобы избежать погибели — но «возможность», которая сама ищет, чтобы ей — воспользовались! Со Своей стороны Бог сделал всё, чтобы вернуть человека к Себе: Сам родился от Девы, Сам показал людям, что есть праведная жизнь, Сам разрешил пригвоздить Себя ко Кресту за людские грехи и безвинно умереть, Сам сошёл во ад — который не смог удержать в своём мраке этот Источник Божественного Света. Но «последнюю крепость» — свободу человека сказать «да» или «нет» — Бог преодолеть не может. Здесь Он смиренно стоит — и временами постукивает в дверь человеческого сердца, надеясь, что когда-нибудь да и откроют.
В тот день слова апостола Петра отозвались у многих. Около трёх тысяч иудеев крестились и приняли Христа как своего Мессию и Спасителя. Но были и те, кто предпочёл недоверчиво отойти в сторону — и сохранить своё, особое, частное мнение. Да: но и за их право сказать «нет» Бог приходил на землю!
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.