1 Кор., 149 зач., XI, 23-32.
23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб 24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
В сегодняшнем чтении мы слышим рассказ апостола Павла об установлении таинства Евхаристии и о том, как человек должен к нему приготовиться, чтобы быть достойным. Слова апостола находятся в контексте его наставлений коринфянам, в общине которых были проблемы: богатые на трапезах пренебрегали бедными, в то время как сами наедались и упивались. Такое пренебрежение братьями и сестрами, оценивается апостолом как пренебрежение Церковью, Телом Христовым.
Павел обращается к людям которые разрушают единство общины. Не столько какими-то сознательными распрями, сколько эгоизмом и пренебрежением к другим. Он пересказывает слова Христа о теле и крови и в них мы не видим никаких оснований для индивидуализма, тело преломляется и кровь проливается за всех нас и мы не можем допускать никакого разобщения. Мы причащаемся не только для того, чтобы соединиться со Христом, но и для того, чтобы через него соединиться друг с другом.
Далее апостол утверждает, что всякий раз приходя в собрание верующих для единения с Богом и людьми — мы, по слову Христа, — возвещаем Его смерть. Это может быть непонятным, пока мы не вспомним, что крещение — есть соумирание со Христом. Мы умираем для греха, чтобы жить для новой жизни. Но что же это за новая жизнь? Это жизнь без эгоизма, жизнь без вражды. Это жизнь братьев и сестер, которые едины во Христе. Иными словами, причащаться и возвещать смерть Христову значит свидетельствовать всей своей жизнью, всем своим отношением к людям, что ты действительно умер для греха и ожил для Бога, что ты не соперник или соперница, но брат или сестра.
Но человек может не стремиться ни к какому единству, он может воспринимать Причастие как порцию благодати, через которую Бог его поддерживает, которая действует механически, вне зависимости от его поведения и состояния души, от того, любит ли он тех, кто стоит с ним рядом. По мысли апостола, такой человек будет виновен против Тела и Крови Господних, потому что будет принимать их в недолжном состоянии, с недолжными мыслями, но самое главное: с недолжным отношением к ближнему. И, конечно, это означает, что каждый из нас, походящих к Чаше с Причастием, должен быть очень внимательным к себе.
Но в чем же эта внимательность должна проявляться? Как приготовиться ко Причастию, чтобы не быть виновным?
К сожалению, большинство людей, воцерковляясь, обращают внимание только на внешнюю часть церковной жизни. В случае с Причастием подготовку сводят к присутствию на богослужении, чтении правила и обычно трехдневному посту. В то же время, апостол говорит совсем о другом: ест и пьет осуждение тот, кто не рассуждает Теле Господнем. При чем из контекста очевидно, что размышлять надо не только о том Теле, которое находится в Чаше, но и о том Теле, которое составляют люди. Человек, который причащается Христу, но не хочет быть един с братьями и сестрами, идет против Христа и обессмысливает свою христианскую жизнь. Такой человек, не получает плодов от того, что делает, а не получая заболевает духовной болезнью, теряет веру и умирает как член Церкви. Напротив, тот, кто в первую очередь обращает внимание на свои взаимоотношения с ближними учитывает самое главное при подготовке и все остальное, молитвы и пост — обретает смысл.
Сегодняшний страстной четверг особенный. Большинство из Церковных людей, видящих в Евхаристии основу своей церковности, не имеют возможности в ней участвовать. Апостол говорит, что если бы христиане судили себя, то есть были бы с собой честными, они не осуждались бы вместе с миром. Это значит, что сегодняшняя ситуация дана нам от Господа, чтобы мы задумались… Прекрасно, что многие современные церковные люди оказались готовы изменив советскую практику начать причащаться регулярно, но ведь все это опять может быть сведено к внешнему действию. Значит, следующим шагом должно быть изменение жизни, изменение отношений с теми, кто в обычное время приобщается Христу вместе с нами.
Александр Степанович Попов: гениальный физик, подаривший миру радио
Жизнь современного человека немыслима без мобильной связи, телевидения и интернета. Но немногие знают, что эти и другие технологии обязаны своим появлением изобретению Александра Степановича Попова, которое он сделал 7 мая 1895 года, ставшей датой появления радио.
Александр Степанович, с детства увлекавшийся электротехникой, несмотря на то, что в его семье было много священнослужителей, что казалось бы должно было определить его судьбу, после окончания семинарии поступил на физико-математический факультет Петербургского Университета. Посвятив свою жизнь науке, он с трепетом и уважением относился к священству, и позднее говорил, что все свои знания и труд отдает своей Родине.
Что стало вдохновением Александра Степановича, какой труд лежал в основе одного из важнейших изобретений человечества? Как устройство, подаренное миру великим ученым, помогло спасти российский броненосец «Генерал Апраксин»?
Литургия в Максимовской церкви посёлка Турьинские рудники, что на северном Урале, подошла к концу. На клиросе — особом месте, где располагается церковный хор — собирал ноты один из певчих, высокий русоволосый мальчик. Это был Саша Попов, сын настоятеля храма, священника Степана Петровича Попова. В их старинном роду испокон веков было немало священнослужителей. Саша знал: придёт время, станет священником и он.
После Богослужения вместе с отцом Александр отправился в бесплатную школу для детей рудницких рабочих, которую батюшка недавно открыл в посёлке. Едва они вошли, раздался звонок на урок. Но сколько Саша ни крутил головой, он так и не понял, кто же звонит в колокольчик. Отец улыбнулся и показал рукою куда-то вверх. Там, на стене, почти под самым потолком, висела небольшая деревянная коробка. На ней было закреплено медное полушарие, по которому сбоку постукивал железный молоточек. От конструкции по стене тянулся длинный провод. «Электрический звонок», — объяснил сыну священник. В тот самый момент Сашу Попова впервые посетила мысль о том, как это, наверное, удивительно и интересно — создавать такие приборы.
Неподалёку от посёлка находился горнодобывающий завод. Саша стал туда наведываться. Часами мог рассматривать станки, паровые машины и прочие механизмы. А по ночам штудировал учебники по физике и математике. К 1877 году, когда за плечами у Александра уже были духовное училище и семинария, молодой человек понял, что священство, к которому он относился с трепетом и уважением — всё же не его путь. Попов твёрдо решил связать жизнь с наукой. Особенно привлекала его электротехника. Исследованиями в этой, тогда ещё относительно новой области, Александр стал заниматься на физико-математическом факультете Петербургского университета. Способный студент, он уже к третьему курсу получил должность ассистента профессора. В 1880-м году Попова пригласили экспертом на первую Петербургскую электротехническую выставку. Чего там только не было! Телефон Бэлла, телеграф Якоби. Александр увлекательно и подробно рассказывал посетителям выставки о том, каким образом устроены и действуют все эти потрясающие изобретения. Мог ли он тогда представить себе, что очень скоро и сам сделает открытие, которое изменит мир?
В 1895 году Александр Степанович, к тому времени уже кандидат физических наук, читал курс гальванотхники в Кронштадтской морской военной академии. Именно тогда ему в голову и пришла мысль о возможности с помощью электромагнитных волн установить между кораблями постоянную и мгновенную связь. Взяв за основу грозоотметчик — прибор, созданный немецким физиком Генрихом Герцем — Попов разработал приёмник-передатчик электромагнитных колебаний и продемонстрировал его на заседании Русского физического общества. Сохранился протокол собрания, в котором сказано: «Несмотря на значительное расстояние и каменные стены, расположенные на пути распространения электрических волн, звонок прибора громко звучал». Завершая свой доклад, Попов заметил, что при дальнейшем усовершенствовании его прибор может быть применен к передаче сигналов на дальнее расстояние. 7 мая 1895 года — день, когда Александр Степанович представил свой прибор учёной общественности — с тех пор принято считать датой рождения радио.
Первая текстовая радиограмма с помощью приёмника Попова была передана уже в следующем году. Тогда она смогла преодолеть всего 250 метров. Но уже через пару лет Попов сумел увеличить это расстояние до нескольких сотен километров. Когда в 1899 году у шведского острова Готланд сел на мель российский броненосец «Генерал Апраксин», Попов из Кронштадта успешно провёл более четырёхсот сеансов радиосвязи с кораблём. Это помогло спасти судно.
Быть может, кто-то удивится, но всё, к чему мы привыкли в наши дни: телевидение, мобильная связь, интернет — вышло из того самого прибора, первого радиоприёмника Попова. С утренних радиопрограмм мы начинаем день, едем в автомобиле, ловя любимую волну. Изобретение не только является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, но и помогает решать важнейшие задачи в развитии технологий, в медицине, в военном деле и других отраслях. Александр Степанович, без сомнения, был бы этому очень рад. Ведь не зря он говорил: «Все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я отдаю моей Родине».
Все выпуски программы Жизнь как служение
7 мая. О святых воинах
Сегодня 7 мая. День памяти Мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов, пострадавших за Христа в III (3) веке.
О святых воинах, — протоиерей Константин Харитонов.