1 Кор., 149 зач., XI, 23-32.
23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб 24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
В сегодняшнем чтении мы слышим рассказ апостола Павла об установлении таинства Евхаристии и о том, как человек должен к нему приготовиться, чтобы быть достойным. Слова апостола находятся в контексте его наставлений коринфянам, в общине которых были проблемы: богатые на трапезах пренебрегали бедными, в то время как сами наедались и упивались. Такое пренебрежение братьями и сестрами, оценивается апостолом как пренебрежение Церковью, Телом Христовым.
Павел обращается к людям которые разрушают единство общины. Не столько какими-то сознательными распрями, сколько эгоизмом и пренебрежением к другим. Он пересказывает слова Христа о теле и крови и в них мы не видим никаких оснований для индивидуализма, тело преломляется и кровь проливается за всех нас и мы не можем допускать никакого разобщения. Мы причащаемся не только для того, чтобы соединиться со Христом, но и для того, чтобы через него соединиться друг с другом.
Далее апостол утверждает, что всякий раз приходя в собрание верующих для единения с Богом и людьми — мы, по слову Христа, — возвещаем Его смерть. Это может быть непонятным, пока мы не вспомним, что крещение — есть соумирание со Христом. Мы умираем для греха, чтобы жить для новой жизни. Но что же это за новая жизнь? Это жизнь без эгоизма, жизнь без вражды. Это жизнь братьев и сестер, которые едины во Христе. Иными словами, причащаться и возвещать смерть Христову значит свидетельствовать всей своей жизнью, всем своим отношением к людям, что ты действительно умер для греха и ожил для Бога, что ты не соперник или соперница, но брат или сестра.
Но человек может не стремиться ни к какому единству, он может воспринимать Причастие как порцию благодати, через которую Бог его поддерживает, которая действует механически, вне зависимости от его поведения и состояния души, от того, любит ли он тех, кто стоит с ним рядом. По мысли апостола, такой человек будет виновен против Тела и Крови Господних, потому что будет принимать их в недолжном состоянии, с недолжными мыслями, но самое главное: с недолжным отношением к ближнему. И, конечно, это означает, что каждый из нас, походящих к Чаше с Причастием, должен быть очень внимательным к себе.
Но в чем же эта внимательность должна проявляться? Как приготовиться ко Причастию, чтобы не быть виновным?
К сожалению, большинство людей, воцерковляясь, обращают внимание только на внешнюю часть церковной жизни. В случае с Причастием подготовку сводят к присутствию на богослужении, чтении правила и обычно трехдневному посту. В то же время, апостол говорит совсем о другом: ест и пьет осуждение тот, кто не рассуждает Теле Господнем. При чем из контекста очевидно, что размышлять надо не только о том Теле, которое находится в Чаше, но и о том Теле, которое составляют люди. Человек, который причащается Христу, но не хочет быть един с братьями и сестрами, идет против Христа и обессмысливает свою христианскую жизнь. Такой человек, не получает плодов от того, что делает, а не получая заболевает духовной болезнью, теряет веру и умирает как член Церкви. Напротив, тот, кто в первую очередь обращает внимание на свои взаимоотношения с ближними учитывает самое главное при подготовке и все остальное, молитвы и пост — обретает смысл.
Сегодняшний страстной четверг особенный. Большинство из Церковных людей, видящих в Евхаристии основу своей церковности, не имеют возможности в ней участвовать. Апостол говорит, что если бы христиане судили себя, то есть были бы с собой честными, они не осуждались бы вместе с миром. Это значит, что сегодняшняя ситуация дана нам от Господа, чтобы мы задумались… Прекрасно, что многие современные церковные люди оказались готовы изменив советскую практику начать причащаться регулярно, но ведь все это опять может быть сведено к внешнему действию. Значит, следующим шагом должно быть изменение жизни, изменение отношений с теми, кто в обычное время приобщается Христу вместе с нами.
«Новогодний выпуск»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова, а также наш гость — клирик храма Преображения Господня в селе Большие Вязёмы Московской области протоиерей Сергий Конобас — поделились светлыми новогодними историями.
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлые истории
Иван Шишкин. «Часовня в лесу»
— Какая богатая коллекция живописи в Псковском музее-заповеднике! Столько известных художников здесь представлено! Вот, например, Андрей, взгляни, картина Ивана Шишкина «Часовня в лесу». Тебе нравится?
— Да, Алла, произведение очень выразительное! Обрывистый песчаный берег реки. Вековые деревья мощными корнями держатся за осыпающуюся почву. Их кроны почти полностью заслонили небо. У самой кромки воды – бревенчатая часовенка с шатровым куполом. Студёная влага струится по камням… Картина дышит покоем!
— Я раньше никогда её не видела!
— Эта работа Шишкина малоизвестна. Хотя имеет интересную историю!
— Ой, а расскажи, пожалуйста!
— С удовольствием! Художник написал «Часовню в лесу» в 1893 году, после путешествия к истокам Волги.
— К истокам Волги – это на нашу с тобой родину, в Тверскую область?
— Именно так, сестрёнка. Иван Иванович отправился на пленер со своим другом, фотографом Евгением Вишняковым. Они доехали из Санкт-Петербурга в Вышний Волочёк на поезде, затем в карете до Осташкова. Там наняли лодку, добрались до Ниловой Пустыни на озере Селигер. А после отправились на телегах в село Волговерховье, где берёт начало великая река.
— Насыщенный маршрут – и по земле, и по воде!
— И преодолеть его оказалось непросто! Друзей преследовал дождь, дороги размыло, на Селигере бушевал шторм. Шишкин был недоволен тем, что мало удавалось работать. По итогам путешествия он написал несколько пейзажей, в том числе и тот, что висит перед нами – «Часовня в лесу».
— А что за место изображено на картине, неизвестно?
— Это село Волговерховье. Часовню там, над истоком Волги, поставили ещё в середине семнадцатого века насельники Волго-Верховского Спасо-Преображенского монастыря. Спустя сто лет эта обитель сгорела и больше не восстанавливалась. Однако, освящённый сруб над истоком реки уцелел, к нему продолжали тянуться паломники.
— Интересно, а сейчас часовня стоит над родником, который питает Волгу?
— Стоит! Конечно, это уже не то здание, что некогда сложили монахи. На протяжении веков сруб не раз разрушался, его отстраивали заново. Так, избушка с шатровой крышей, запечатлённая Шишкиным, сгорела во время Великой Отечественной войны в 1942 году. Но бойцы, прокладывавшие в тех местах узкоколейку, тут же восстановили здание.
— Казалось бы, до того ли им было – в 1942-ом под Тверью шли ожесточённые бои…
— Видимо, в сердцах воинов жила вера в Бога. Здание, построенное солдатами, простояло пятнадцать лет. В 1957 году над истоком реки поставили новый сруб. А в 1995-ом патриарх Алексий Второй освятил его. Там можно помолиться, набрать воды из родника.
— Давай побываем в Волговерховье, Андрюша?
— Мне и самому пришла в голову эта мысль, сестрёнка! Иван Шишкин с такой любовью изобразил на картине «Часовня в лесу» заповедный уголок у истока Волги, что непременно хочется туда отправиться!
Картину Ивана Шишкина «Часовня в лесу», можно увидеть в Псковском государственном объединённом историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России
Грех в море любви. Евгений Сулес
Грех часто, а может быть, всегда несёт вслед за собой печаль. Особенно, когда ты уже долго в церкви, а с чем-то до сих пор так и не смог справиться. Стоишь уже годы на месте, вместо того чтобы преумножать дары. А в чем-то даже стал хуже. Ушла чистота, выдохлась первая любовь. А ведь кому много дано, с того много спросится. И от всех этих мыслей становится невесело на сердце.
И, казалось бы, это очень правильные для христианина, покаянные мысли. Но есть в них что-то от лукавого. И вот, мне кажется, что. В этих мыслях мы теряем надежду, упускаем из виду милость, забываем про любовь. И делаем себя как бы сильнее Бога. Сейчас объясню, что я имею в виду. Выходит, что мой грех, пусть даже самый большой, сильнее Божией любви, Божией милости и Божьего прощения. Но это не так. Нет такого греха, который Бог не смог бы простить. Самый страшный мой грех — капля в море, даже не в море, а в океане Божьей любви.
Но это не значит, что тогда можно грешить: Бог всё простит. Нет. Грешить не надо, бороться с грехом нужно, он наш враг. Но не потому, что Господь не сможет простить и не простит, а потому что всякий грех встаёт между мной и Богом, отделяет меня от Источника Жизни.
Бог никого не наказывает, но с любовью предупреждает о вещах, которые отдаляют нас друг от Друга. Господь жаждет встречи с нами. Он всегда при дверях и только ждёт, когда мы Ему отворим. А чтобы отворить Ему, нужно как раз отвернуться от греха и повернуться к двери, за которой Господь. В некотором смысле, грех — всё, что нас от Бога отвлекает, уводит в сторону, вглубь комнаты, подальше от заветной двери.
Автор: Евгений Сулес
Все выпуски программы Частное мнение