Адрес: Колымажный пер., д. 8/4, стр. 1
Церковь Антипы Пергамского находится недалеко от Кремля в Колымажном переулке. Вы вполне справедливо можете предположить, что и уточняющее ее название, тоже как-то связано с названием переулка. Да, в самом деле, церковь именуют еще - на Колымажном дворе. И связано название со словом «колымага». В современном языке слово употребляется в ироническом ключе по отношению к некому неповоротливому транспортному средству. Однако в давние времена так назывался тяжелый конный экипаж. А Колымажный двор, место хранения царских экипажей, построен был при царе Алексее Михайловиче. Церковь же Антипы Пергамского существовала здесь с начала 16 века.
А дальше – сплошные загадки. Неизвестно имя архитектора, хотя предполагается, что строил ее итальянец Алевиз Фрязин. Но только предполагается.
В сути своей, неизвестно и точное время возведения церкви.
Совершеннейшей загадкой остается и имя храмоздателей. Хотя есть предположения, что факт появления храма связан с именем семьи Скуратовых и даже с самим Малютой Скуратовым.
Также неизвестно и непонятно, почему в старой Москве и именно в этом месте освятили церковь во имя святого Антипы, епископа Пергамского, ученика апостола Иоанна Богослова.
Как бы там ни было, Церковь Антипы Пергамского пользовалась в столице исключительнейшей популярностью, пожалуй, как ни одна другая.
И вот почему. Представьте себе уровень медицины 16 века. И представьте себе уровень тогдашней стоматологии. Прямо скажем – никакой, ибо сия область медицины на самом деле невероятно сложна. В лучшем случае могли вырвать зуб железными клещами. Можете представить, сколько людей мучились тогда от зубной боли? Ни знаний, ни врачей, ни лекарств, ни зубных паст, ни даже элементарных зубных щеток и привычки чистить зубы. А что такое зубная боль? Едва ли вам нужно об этом рассказывать. Так вот мощи и иконы Антипы Пергамского славились как раз не просто исцелениями, а именно что исцелениями от зубной боли.
Известно, что и сам царь Алексей Михайлович ходил «к Антипию» и однажды даже положил к чудотворному образу «два зубка серебряных» - тогда был обычай подносить к иконе св. Антипия подвески в виде или с изображением зуба и с молитвой о здравии.
По легенде, в церкви Иван Грозный венчался со своей очередной женой, а среди его родовых моленных святынь был зуб святого «Онтипия Великого», окованный серебром.
Еще одна особенность храма – два алтаря вместо традиционного одного: второй освящен во имя святого Григория Декаполита.
А в целом Храм священномученика Антипы считается интереснейшим образцом храма, который сочетает постройки трех архитектурных периодов православной Москвы.
Контакты: храма священномученика Антипы на Колымажном дворе
Адрес: Колымажный пер., д. 8/4, стр. 1
Ближайшие станции метро:
Кропоткинская (340м)
Боровицкая (370м)
Арбатская (510м)
Адрес сайта: http://www.hramantipa.ru/
Схема проезда:
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер