
Архимандрит Александр (Кременецкий) — пастырь, церковный историк и писатель конца 19-го начала 20-го века, последний наместник Воронежского Благовещенского Митрофанова монастыря. Он оставил после себя литературное наследие — проповеди, документальную публицистику, мемуары. Пожалуй, самое известное его произведение в этом жанре — книга «Знаменательные события. Из дневника сельского священника». В ней собраны рассказы, сюжеты и эпизоды из многолетней пастырской практики отца Александра.
В 1876-м году автор книги был назначен настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Марченковой слободе Воронежской губернии, где трудился на протяжении тридцати двух лет. Именно этот период жизни и служения отца Александра нашёл отражение в его книге «Знаменательные события. Из дневника сельского священника». Тяготы и радости сельского пастырства стали главной темой большинства рассказов, вошедших в этот сборник. Они могут показаться слишком простыми, даже наивными. Но в то же время ощущается в них сила и глубина духовных переживаний. Современный литературовед Олег Ласунский так сказал о книге отца Александра: «...За простодушием и детскостью стоит искренняя и твёрдая вера русского человека, духовная мудрость и чистота православной души». Интересно, что в 1992-м году отдельные фрагменты из книги архимандрита Александра (Кременецкого) были переведены на французский язык и опубликованы в парижском журнале «Русская деревня». Дневник сельского священника вызвал у западных читателей живой и неподдельный интерес. Ну, а читателям русским повезло ещё больше: сегодня книга «Знаменательные события. Из дневника сельского священника» переиздана в полном объёме — такой, как задумывал её автор.
В предисловии отец Александр признаётся, что решил писать в своём дневнике о необыкновенных событиях, заботясь прежде всего не о литературном достоинстве, а о духовном значении произошедшего. Поэтому так прост и мудр одновременно его рассказ-воспоминание из собственного детства. О том, как будучи второклассником духовного училища, однажды под самый праздник Светлой Пасхи он неожиданно заболел. Никакой причины, кажется, не было, но паренька схватила такая лихорадка, что он не мог подняться с кровати. «Весна в полном разгаре: на дворе и ясно и тепло, и всюду зеленеет. На столе куличи, крашенки. На улице шум и говор: люди спешат в церковь встречать Светлое Христово Воскресение. Пред образами мерцает лампадка», — вспоминает отец Александр. Лёжа в горячке, он всем сердцем взмолился Богу, прося исцелить его ради Святого праздника, чтобы и он мог встретить его в храме. После усердной молитвы заснул, а когда проснулся — от лихорадки не осталось и следа.
В непридуманных рассказах, записанных архимандритом Александром (Кременецким), по милости Божьей прозревают слепые, несчастные сироты обретают благополучие, сбившиеся с пути в непогоду находят прибежище. Если вдуматься, всё это происходит вокруг нас и сегодня. Жизнь наша полна знаменательными событиями. Нужно только научиться видеть их, а в них — руку Божью. Как архимандрит Александр (Кременецкий) на страницах своей книги «Из дневника сельского священника».
Все выпуски программы Литературный навигатор
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема