
Архимандрит Александр (Кременецкий) — пастырь, церковный историк и писатель конца 19-го начала 20-го века, последний наместник Воронежского Благовещенского Митрофанова монастыря. Он оставил после себя литературное наследие — проповеди, документальную публицистику, мемуары. Пожалуй, самое известное его произведение в этом жанре — книга «Знаменательные события. Из дневника сельского священника». В ней собраны рассказы, сюжеты и эпизоды из многолетней пастырской практики отца Александра.
В 1876-м году автор книги был назначен настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Марченковой слободе Воронежской губернии, где трудился на протяжении тридцати двух лет. Именно этот период жизни и служения отца Александра нашёл отражение в его книге «Знаменательные события. Из дневника сельского священника». Тяготы и радости сельского пастырства стали главной темой большинства рассказов, вошедших в этот сборник. Они могут показаться слишком простыми, даже наивными. Но в то же время ощущается в них сила и глубина духовных переживаний. Современный литературовед Олег Ласунский так сказал о книге отца Александра: «...За простодушием и детскостью стоит искренняя и твёрдая вера русского человека, духовная мудрость и чистота православной души». Интересно, что в 1992-м году отдельные фрагменты из книги архимандрита Александра (Кременецкого) были переведены на французский язык и опубликованы в парижском журнале «Русская деревня». Дневник сельского священника вызвал у западных читателей живой и неподдельный интерес. Ну, а читателям русским повезло ещё больше: сегодня книга «Знаменательные события. Из дневника сельского священника» переиздана в полном объёме — такой, как задумывал её автор.
В предисловии отец Александр признаётся, что решил писать в своём дневнике о необыкновенных событиях, заботясь прежде всего не о литературном достоинстве, а о духовном значении произошедшего. Поэтому так прост и мудр одновременно его рассказ-воспоминание из собственного детства. О том, как будучи второклассником духовного училища, однажды под самый праздник Светлой Пасхи он неожиданно заболел. Никакой причины, кажется, не было, но паренька схватила такая лихорадка, что он не мог подняться с кровати. «Весна в полном разгаре: на дворе и ясно и тепло, и всюду зеленеет. На столе куличи, крашенки. На улице шум и говор: люди спешат в церковь встречать Светлое Христово Воскресение. Пред образами мерцает лампадка», — вспоминает отец Александр. Лёжа в горячке, он всем сердцем взмолился Богу, прося исцелить его ради Святого праздника, чтобы и он мог встретить его в храме. После усердной молитвы заснул, а когда проснулся — от лихорадки не осталось и следа.
В непридуманных рассказах, записанных архимандритом Александром (Кременецким), по милости Божьей прозревают слепые, несчастные сироты обретают благополучие, сбившиеся с пути в непогоду находят прибежище. Если вдуматься, всё это происходит вокруг нас и сегодня. Жизнь наша полна знаменательными событиями. Нужно только научиться видеть их, а в них — руку Божью. Как архимандрит Александр (Кременецкий) на страницах своей книги «Из дневника сельского священника».
Все выпуски программы Литературный навигатор
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема