
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Символе веры мы исповедуем нашу веру в Святую Троицу, в Церковь, в крещение, в истинность Евангельского повествования о Христе и в воскресение мёртвых. Так или иначе, но это наше исповедание непрестанно подвергается испытанию — всем верующим людям прекрасно известны сомнения и в Боге, и в Церкви, и в Евангелии, особенно же часто мы сомневаемся в воскресении. У этого сомнения есть объективные причины: воскресение мёртвых невозможно согласовать с известными нам законами природы. Однако если смотреть шире, то вообще весь Символ веры представляет немалую проблему для согласования с законами физического мира. То же самое можно сказать и о нравственном учении Священного Писания: оно противоречит и нашей природе, и нашему жизненному опыту. Сегодня во время великопостного богослужения в православных храмах звучит 36-й псалом. В этом псалме царь Давид обращается в первую очередь к своей душе, и призывает её верить прежде всего Богу, а не законам падшего мира. Давайте послушаем начало этого псалма.
Псалом 36.
Псалом Давида.
1 Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,
2 ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.
3 Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.
4 Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.
5 Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,
6 и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.
7 Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своём, человеку лукавствующему.
8 Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло,
9 ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.
10 Ещё немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.
11 А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.
12 Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими:
13 Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его.
14 Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путём:
15 меч их войдёт в их же сердце, и луки их сокрушатся.
16 Малое у праведника — лучше богатства многих нечестивых,
17 ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь.
18 Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек:
19 не будут они постыжены во время лютое и во дни голода будут сыты;
20 а нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут.
21 Нечестивый берёт взаймы и не отдаёт, а праведник милует и даёт,
22 ибо благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся.
23 Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его:
24 когда он будет падать, не упадёт, ибо Господь поддерживает его за руку.
25 Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба:
26 он всякий день милует и взаймы даёт, и потомство его в благословение будет.
27 Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек:
28 ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; а беззаконные будут извержены и потомство нечестивых истребится.
29 Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.
30 Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду.
31 Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его.
32 Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его;
33 но Господь не отдаст его в руки его и не допустит обвинить его, когда он будет судим.
34 Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесёт тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь.
35 Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву;
36 но он прошёл, и вот нет его; ищу его и не нахожу.
37 Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир;
38 а беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет.
39 От Господа спасение праведникам, Он — защита их во время скорби;
40 и поможет им Господь и избавит их; избавит их от нечестивых и спасёт их, ибо они на Него уповают.
Только что прозвучавшие слова псалма вполне предсказуемы, и вряд ли те, кто их услышал сейчас впервые, удивились этим мыслям Псалтыри: слова Давида соответствуют общей логике Священного Писания, которое неисчислимое множество раз утверждает, что надеяться стоит лишь на Бога, что к Нему надо обращаться и в радости, и в горе, что грешники в конечном итоге будут наказаны, а праведники обязательно получат свою награду.
Вместе с этим нам стоит обратить внимание на первую строку псалма: «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие» (Пс. 36:1). Здесь мы видим упоминание досадного общечеловеческого свойства: да, мы всё знаем, мы всё понимаем, но мало кто способен не завидовать успешным злодеям. Конечно, под злодеями Псалтырь понимает не каких-то мрачных головорезов родом из «девяностых», злодеи — это те, кто достигает своих целей, не сообразуясь с волей Божией, то есть используя греховные средства. Такими средствами могут быть не только грабежи, убийства или же хищения в особо крупных размерах, к ним можно отнести и, скажем, нарочно прикрытые глаза в переполненном общественном транспорте, ведь закрытые глаза позволяют оставаться в сидячем положении тогда, когда вокруг собрались те люди, которым стоило бы уступить место.
Давид продолжил свою мысль и объяснил, почему не стоит завидовать тем, кто отринул божественный закон, его объяснение довольно предсказуемо: такие люди не будут долговечны, и если нам кажется, будто бы Давид ошибается, то стоит помнить, что самая долгая человеческая жизнь — это ничего не значащий отрезок времени в сравнении с вечностью. Услышанный нами сегодня псалом Давида, как и всё Священное Писание, призывает не забывать об этом, и верить не собственным умозаключениям, а Богу, в воле Которого заключена наша жизнь и на земле, и в вечности.
Псалом 36. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 36. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 94. Богослужебные чтения

История мира, в общем, и человеческая жизнь, в частности, преимущественно наполнены событиями если не печальными, то трудными. Но всё же и для радости тоже место находится. Доказательством тому является, например, псалом 94-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 94.
1 Приидите, воспоём Господу, воскликнем Богу, твердыне спасения нашего;
2 предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему,
3 ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами.
4 В Его руке глубины земли, и вершины гор — Его же;
5 Его — море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его.
6 Приидите, поклонимся и припадём, преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего;
7 ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его:
8 «не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне,
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Моё.
10 Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих,
11 и потому Я поклялся во гневе Моём, что они не войдут в покой Мой».
Раньше считалось, что прозвучавший псалом принадлежит перу царя и пророка Давида. Но это не так. Псалом 94-й был составлен значительно позже — во времена царствования благочестивого царя Иосии. Примерно в седьмом веке до Рождества Христова. К тому времени единого, большого государства, созданного Давидом и Соломоном, уже не существовало. Древний Израиль разделился на северную и южную части. Северная — почти сразу поддалась языческим верованиям. Южная же сначала хранила веру в Бога истинного, но затем тоже стала, так сказать, дрейфовать в сторону идолопоклонства. Библейские книги, составленные пророками, были забыты. Десять заповедей — оставлены.
Страна приближалась к нравственному и политическому краху. Ведь там, где забывается Бог, наступает разруха. Спас положение благочестивый царь Иосия. Он восстановил почитание заповедей Божиих, а также наследия пророка Моисея. При этом правителе был обновлён завет-договор с Богом, восстановлено полноценное богослужение в Иерусалимском храме. Страна начала возрождаться. И псалом 94-й представляет собой радостную реакцию на всё произошедшее.
Начинается библейское произведение с призыва, в котором говорится не только о величии Божием, но и о превосходстве Господа над ложными божествами. Псалмопевец пишет: «Приидите, воспоём Господу, воскликнем Богу, твердыне спасения нашего; предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему, ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами». Речь идёт не только о внутреннем ликовании сердца праведника. Автор псалма призывает народ прийти на службу, вознести общую молитву к Богу. В псалме мы находим такие слова: «Приидите, поклонимся и припадём, преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего; ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его». Псалмопевец напоминает своим первоначальным читателям, что древний Израиль одерживал в течение истории неоднократные победы, да и в принципе не исчез только по одной причине — он был верен Богу, ощущал себя народом Божиим.
И автор псалма предостерегает людей от впадения в идолопоклонство, от предательства Бога истинного. Он напоминает читателям, как вели себя древние евреи во время путешествия по Синайской пустыне. В те времена они роптали на Господа, хотели вернуться в Египет, поклоняться ложным божествам. И псалмопевец с горечью констатирует, что его времена, к сожалению, напоминают те древние события. В частности, он пишет: «О, если бы вы ныне послушали гласа Его (то есть — Бога): «не ожесточите сердца вашего, ... Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих, и потому Я поклялся во гневе Моём, что они не войдут в покой Мой».
Действительно, евреи, вышедшие из Египта, в землю обетованную не вошли. Вошли туда только те, кто родился во время сорокалетнего путешествия по пустыне. А те, кто нёс в себе отпечаток рабства и симпатии к ложным богам, до исторической Палестины, не добрались. Не потому, что Бог жесток, а потому что Господь не мог допустить, чтобы в землю обетованную проникли бы идеи духовной гибели. Будем же учиться на чужих уроках, не станем ходить по граблям ошибок предыдущих поколений. Примем и положим в основание бытия, что настоящая радость возможна только в Боге и при условии верности Его заповедям. Такую радость никто у нас не отнимет, и сама она выстоит перед лицом любых жизненных испытаний.
Псалом 94. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 94. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Флп., 244 зач., III, 1-8.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Надежда — это одна из основных добродетелей верующего человека. И тем не менее в Священном Писании не раз звучит предупреждение о том, что надежда бывает разного качества. Какую же именно надежду должен стремиться приобрести христианин? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
1 Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно.
2 Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания,
3 потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся,
4 хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я,
5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,
6 по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный.
7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел предостерегает своих слушателей от ложной надежды. В то время в христианских общинах была очень сильна партия иудействующих. Это люди, которые пришли в Церковь из иудейской религии. Они утверждали, что человек может получить стабильную духовную поддержку лишь в том случае, если принимает обрезание и исполняет многочисленные ритуальные предписания, которые некогда заповедовал соблюдать еврейскому народу пророк Моисей.
Павел критикует эти умонастроения. А тех, кто их распространяет, называет псами и злыми делателями, то есть лживыми, негодными работниками. В чём же их ошибка? Именно в том, что они дают людям ложную опору и ложную надежду. Ведь в конечном счёте состояние мира и покоя в душе возникает не потому, что верующий скрупулёзно исполняет определённые ритуальные практики. А потому, что в сердце человека поселяется Христова благодать.
Павел знал, о чём говорил. В общих чертах он сегодня изображает свою духовную биографию. Сам он принадлежал к колену Вениамина. То есть был представителем древнееврейского аристократического рода. Он был обрезан. Он тщательно исполнял иудейский ритуальный закон. Он принадлежал к партии ультраблагочестивых фарисеев. У него были все основания считать себя непорочным, избранным, спасённым. То есть Павлу было, на что надеяться в этой жизни. Было, на что опереться. Однако, когда ему в Иисусе Христе лично открылся Бог, он ощутил всем своим существом, что все его прошлые надежды и упования — бесполезный хлам. Исполнение ритуального закона лишь на время утоляло его жажду и создавало лишь иллюзию твёрдой опоры.
Для всякого из нас естественно искать в своей жизни, на что опереться. Мы ищем поддержки в родителях, в супругах, в друзьях, мы надеемся на детей, на единомышленников, на связи, на статус, на материальный достаток в конце концов. Однако нередко мы обманываемся в своих ожиданиях. Ведь близкие покидают нас. Не дают нам того, что мы надеялись от них получить. Возможно даже обманывают или предают. Личный успех, карьерный рост, материальный достаток — тоже вещи довольно изменчивые и нестабильные. Именно поэтому мы нередко испытываем разочарование, а порой и тяжёлое потрясение.
Разбитые и подавленные, мы приходим в храм, чтобы здесь обрести твёрдую почву под ногами. Мы тщательно исполняем обрядовые предписания. Мы посещаем богослужения. Мы находим мудрого и понимающего священника. Мы начинаем молиться и соблюдать посты. И какое-то время это даёт душе мир и покой. Однако в определённый момент и здесь может возникнуть какой-то сбой. Бывает, что люди, которые долгое время посещают церковь, жалуются, будто омертвели изнутри. Так радость, которую они испытывали в период воцерковления, покинула их. Это означает, что мы опять понадеялись на что-то внешнее. Именно о таком состоянии пишет пророк Иеремия: «Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень» (Иер. 7:4).
А потому прислушаемся к тому, что говорит сегодня апостол. Та череда разочарований, которую мы проживаем, — это естественный процесс нашего духовного взросления. Так Бог учит нас, что мы призваны, по словам Павла, надеяться не на плоть, но на Бога, Ему непрестанно служить духом и хвалиться Христом Иисусом. Другими словами, подлинную опору мы начинаем ощущать в своём сердце лишь в том случае, если на ежедневной основе исполняем заповеди Евангелия. То есть не просто принимаем участие в таинствах Церкви и следуем формальным предписаниям устава благочестия, но стараемся во всех своих делах искать волю Небесного Отца и служить ради Него тем людям, которые нас окружают.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Восстановиться после инсульта и стать опорой для близких — мечта Виктора Струева

Виктора Струева из Бурятии близкие и друзья знают, как трудолюбивого, целеустремлённого и жизнерадостного человека. Он успешно окончил колледж, работал механиком и собирался жениться... Но 5 лет назад, когда ему было 23 года, у него случился инсульт. Две сложные операции и долгие дни, проведённые в больнице, стали суровым испытанием для него и близких. «Держались только молитвой и верой», — вспоминает мама Ольга.
Сейчас Виктору 28, он всё помнит и понимает. Молодой человек не оставляет надежды вернуться к нормальной жизни, к работе и однажды создать большую и крепкую семью. Малыми, но упорными шагами, он продвигается к восстановлению. Его тело постепенно оживает: Виктор крепко обнимает маму, свою главную опору в жизни, перебирает ногами, сидя в коляске, удерживает голову и самостоятельно укрепляет мышцы спины и рук — подтягивается дома на перекладине. Однако самостоятельно дышать, без трахеостомы, и говорить он всё ещё не может.
Для того, чтобы совершить большой рывок на пути к самостоятельности, Виктору необходима реабилитация в специализированном центре. Это поможет ему научиться дышать без специальной трубки, произносить слова и в целом улучшит его самочувствие.
Сбор на дорогостоящий курс реабилитации для Виктора Струева из Бурятии открыт на сайте фонда «Мои друзья», где можно поддержать молодого человека. Поможем Виктору восстановиться после инсульта и однажды самому стать опорой для близких.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов