Святитель Евстафий, архиепископ Антиохийский жил во второй половине третьего - первой половине четвертого века. Евстафий был глубоко образованным богословом и имел блестящее светское образование. В то время на Востоке стала распространяться ересь Ария, не признававшего Единосущия Сына Божия со Отцом. Архиепископ Евстафий ревностно боролся за чистоту Православной веры. Он стал председателем Первого Вселенского Никейского Собора, созванного императором Константином Великим. Собор осудил учение Ария и изложил Православное исповедание в Символе веры. Ария, не пожелавшего отказаться от своего заблуждения, Собор отлучил от Церкви. Однако после Собора начались интриги и происки против самого Евстафия. Архиепископа низложили с Антиохийской кафедры и отправили в ссылку, где он и скончался. Состоявшийся через пятьдесят лет в Константинополе Второй Вселенский Собор подтвердил православный Символ веры, который так ревностно защищал святитель Евстафий.
Последование. Яна Зотова
Многое в жизни происходит постепенно. Как малыш сначала учится ползать, а только потом ходить, так и в церкви — узнаешь все постепенно, сразу все объять невозможно.
Я хожу в храм с детства, и год за годом мои познания о службе, о христианской жизни расширяются. Первое время дождаться пения «Отче наш» на литургии было настоящей победой для меня. Потом по отрывкам стало проясняться то, что происходит на службе, смысл некоторых церковно-славянских слов. Например, когда дьякон или священник произносит «паки и паки миром Господу помолимся», — это означает: снова и снова помолимся. И постепенно узнаешь все больше.
Например, о том, что перед принятием Святых Христовых Таин нужно читать особые молитвы, которые называются последованием ко причастию, я узнала уже в студенческом возрасте. И, честно говоря, мне поначалу было очень непросто добавить к молитвенному правилу еще такую значительную часть необходимых к внимательному прочтению текстов. Псалмы давались с трудом. Бывало даже, смысл предложений доходил до меня лишь со второго или третьего прочтения.
Но шаг за шагом мне все понятнее становились слова, а церковно-славянский язык усиливал их значимость. Теперь эти слова я произношу от сердца, как свои, искренне сожалея о содеянных мной грехах.
Так-то оно так, но все равно человеческие немощи берут верх иногда. Бывает очень трудно заставить себя встать пораньше, чтобы успеть все прочесть все необходимые молитвы. И снова несешь на исповедь тот же грех — плохо подготовилась к Причащению.
Один батюшка посоветовал мне читать Последование вечером перед причастием. Действительно так оказалось легче. Но постепенно и это уже стало трудным для выполнения. Я что-то прочитывала про себя, часть слушала с диска в машине по дороге. Так ослабевала моя молитва.
Я очень расстраивалась по этому поводу. Но все равно у меня редко получалось прочесть все, что полагается.
И вот однажды знакомая регент попросила меня провести вместо нее службу. В этот храм меня позвали впервые. Я пришла пораньше, чтобы успеть все подготовить на новом месте: ноты, тексты, лампы. Прямо перед началом службы выяснилось, что часы перед литургией нужно читать мне. Открыла нужный текст и прочла, как полагается, 3-й и 6-й час.
Но батюшка еще не вышел с кадилом обходить храм, а это означало, что нужно продолжать чтение. Я написала своей знакомой смс с вопросом: что принято читать у них в храме? И она ответила, что можно почитать последование.
«Как чудесно!», — подумала я, — «теперь-то я точно прочту то, что не успела прочесть дома». И я читала ровно, не торопясь, стараясь понятно произносить каждое слово и мысленно благодарила Бога, что так просто и мудро решил мою давнюю проблему. Я прочла все, что нужно! Давно так не удавалось.
Акустика в этом храме была прекрасная, и казалось, что камни, из которых построен храм не просто отражают и усиливают мой голос, а помогают вместе во мной вдумчиво и осмысленно произносить каждое слово, так серьезно звучал смысл молитв в моем сердце в этот день.
Спасибо, Господи, Тебе, за помощь Твою и заботу!
Автор: Яна Зотова
Все выпуски программы Частное мнение
Помолись. Анна Тумаркина
Я преподаю на курсах иностранных языков уже много лет. Работаю как с детьми, так и со взрослыми. Тружусь с большим удовольствием, но случаются и не самые приятные, сложные ситуации.
Не так давно ко мне в группу определили ученика из тех, кого мы обычно называем «проблемными». Когда-то он уже обучался у нас, но вынужден был оставить занятия. Причина банальная: крайне непростой характер плюс полное отсутствие желания учиться. Типичная ситуация для средней школы, вот только мы — не школа, да и не удерживаем никого насильно.
Прошло время, и наш уже бывший студент захотел вернуться. А я должна была стать его новым преподавателем.
Когда мне объявили об этом по телефону, я находилась дома, в компании сына. Сын тоже когда-то занимался у нас и моего будущего ученика знал лично. Рассказала ему о том, кто теперь будет учиться в одной из моих групп. Сын искренне обеспокоился:
— Мам, знаешь, если он тебе будет срывать урок, может быть, я приеду и разберусь?
Я почувствовала его желание вступить в бой и тут же начала отговаривать:
— Ну что ты, что ты, я справлюсь, всё будет хорошо, и никто ничего не сорвет...
— Мама, — ребёнок был очень серьёзен, — Я его хорошо знаю и не хочу, чтобы он тебя обижал. Ты не должна пострадать!
Так и сказал — пострадать! Сын готов был за меня заступиться. А я почувствовала, что это хоть и приятно, но не правильно в данной ситуации.
Ко мне пришел новый ученик, а не противник. Педагог не должен входить в учебную аудиторию как на казнь или как на боксёрский ринг. Это не верный настрой. И его нужно было изменить и в моих ощущениях, и в душе моего сына. Я обратилась к своему маленькому защитнику:
— Давай лучше сделаем так: когда у меня начнется урок, ты станешь за меня молиться.
Ребенок серьёзно ответил:
— Обязательно.
На следующий день я не на шутку разволновалась. Трижды перекрестилась, прежде чем войти в собственный класс задолго до начала занятий. Отправила сыну сообщение по телефону: «Прошу молитв». Ответ был предельно лаконичен: «Молимся». Через некоторое время начался урок.
Вопреки ожиданиям, мой новый ученик не показался тяжёлым или проблемным. Отнюдь не примерный мальчик, но и не страшный сон педагога. Уставший человек, не слишком усидчивый, но в целом ничего пугающего.
Конечно же, я молилась. Молился и сын. И по мере того, как мы вместе молились, рождалась твердая установка: ко мне в класс пришла не напасть и не проблема, ко мне пришёл человек, личность. А личность всегда достойна любви и уважения. Человек — самое парадоксальное и сложное творение Божие. Но у Бога не бывает брака на производстве. Моя задача — не убегать и не обороняться от вновь пришедшего, а помочь ему. И я справлюсь.
Позже я узнала, что моему новому студенту понравилось заниматься в нашей группе. Как же я была рада! Мысленно поблагодарила Господа. И от всей души поблагодарила сына. Он ведь искренне хотел, чтобы у меня было всё хорошо. Был готов прийти на помощь. И выбрал для этого самый лучший способ — молитву.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Подарок незнакомца. Ольга Кутанина
Как же нерешительны мы бываем иногда на добрые дела.
Вот, например, можно было бы подать милостыню. А у меня деньги есть только на карте, наличные не сняла. Или тороплюсь очень. Или долго доставать из внутреннего кармана рюкзака. Или вообще человек не приглянулся.
Кто-то упал: броситься бы поднимать! Да вот другой прохожий раньше успел на помощь подбежать. Вроде как уже и не требуется моя помощь. Да и стесняюсь я подойти: ну, к чему мне ещё вмешиваться? Что я скажу этому незнакомому человеку?
Много, много нерешительности во мне! Но Господь всегда внимательно смотрит на каждого из нас, мудро и участливо помогает справиться со своими недостатками. Вот и со мной однажды случилась такая история.
Мы с маленькой дочкой пришли в магазин. Набрали тележку продуктов и встали в очередь на кассу. Перед нами оказался мужчина, вид его был неопрятен и напоминал человека, который бродяжничает. Некоторое сочувствие всколыхнулось во мне, но чем я могу помочь?
Человек этот взял какой-то напиток и большую плитку шоколада. Вот очередь дошла до него. Когда кассир назвала сумму покупки, он достал деньги из кошелька и старательно пересчитал: не хватило рублей десять. Пересчитал снова — результат тот же. Я подумала, не дать ли ему? Но как? У меня только карточка для покупки, мелочи не было совсем.
Наверняка можно было бы что-то придумать, но я снова постеснялась вмешиваться. Уж больно сложную схему, как мне показалось тогда, надо было бы изобрести и предложить, чтобы помочь этому человеку.
Но вот нашёлся другой покупатель из очереди, который помог ему расплатиться. И чек, наконец, был распечатан, а напиток и шоколадка оказались у мужчины в руках.
И тут этот человек оборачивается к нам и говорит: «А шоколад я Вашей дочке купил! Возьмите, пожалуйста, для ребёнка!» Я даже смутилась: ведь это была половина его покупки. И он отдавал это нам.
Я только хотела ему помочь, но не сделала это маленькое доброе дело. А незнакомец опередил меня и сделал куда больше. Мне стало стыдно за свою лень и нерешительность. Я поняла, что если не поторопиться, то можно просто не успеть. Бог найдёт другого человека, через которого окажет помощь, а я опять останусь в стороне от Его света.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение