Это было чтение из рассказа Антона Павловича Чехова «Студент», одного из самых поэтических произведений классической русской прозы, написанного в 1894-м году, ровно за десять лет до кончины писателя.
Читал народный артист России Алексей Петренко.
Небольшая, казалось бы, миниатюра, – о возвращающемся домой студенте духовной академии Иване Великопольском уже более ста лет тревожит всякое неравнодушное сердце, волнует любого отзывчивого человека, прочитавшего эти три с половиной книжных странички.
О чем они? Вроде бы ни о чем особенном: вот, юноша встречает у костра двух тихих знакомых поселянок – мать и дочь, отогревается и размышляет вслух о Страстной пятнице, рассказывает об аресте Христа и отречении Петра, говорит, волнуясь о Гефсиманском саде, о горьких рыданиях верного ученика Спасителя.
И – уходит, попрощавшись. И вроде поначалу ничего не меняется, всё те же потёмки, тот же острый ветер, и – цитирую – «не похоже, что послезавтра Пасха».
Но вдруг – как откровение, как вспышка в сердце – прихлынувшее ожидание какого-то таинственного счастья, чувство непрерывности всего и вся и сопричастности этой непрерывности.
«…очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра. И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, – думал он, – связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».
И далее – невероятный финал, уподобленный ликующему песнопению, нарастающему «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ…»
«Студента» Чехов считал своим лучшим произведением. «…Какой я “пессимист”? Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ – “Студент”…» – вспоминал его слова Иван Бунин.
Так ведь и мой самый любимый, мой – неоднократного читателя этого музыкальнейшего из сочинений, да и – многих из нас. Потому что если мы и не бывали в Страстные дни такими вот студентами, то, по крайней мере мечтали –хоть на мгновение им оказаться.
Чтобы и из нашего сердца вылетел вослед чеховскому нарастающему крещендо – подобный ликующий аккорд.
Выдающийся искусствовед Нина Дмитриева, автор книги «Послание Чехова» написала, что сей рассказ – редкий для Чехова случай слияния голосов автора и героя, вывела скрытую аналогию всего строя рассказа с церковной службой Страстной недели, символически воссоздающей смерть и воскресение Сына Человеческого. И – напомнила, что образ Петра у Чехова – только человеческий. Он близок сердцу обыкновенного человека, близок и неспокойному уму, пробивающемуся к истине через подъёмы и падения, через страдания и ошибки.
Псалом 142. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Среди псалмов есть те, на которых Церковь сделала особый акцент, такого рода псалмы включены в качестве неотъемлемых частей в православное богослужение. Один из них — это псалом 142-й, сегодня во время богослужения он звучит два раза: как часть Шестопсалмия и во время чтения 19-й кафизмы, в состав которой входит этот псалом. Давайте его послушаем и попытаемся понять, чем же обусловлено повышенное внимание Церкви к нему.
Псалом 142.
Псалом Давида, [когда он преследуем был сыном своим Авессаломом].
1 Господи! услышь молитву мою, вне́мли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей
2 и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих.
3 Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, прину́дил меня жить во тьме, как давно уме́рших, —
4 и уны́л во мне дух мой, онеме́ло во мне сердце моё.
5 Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих.
6 Простира́ю к Тебе руки мои; душа моя — к Тебе, как жаждущая земля.
7 Скоро услышь меня, Господи: дух мой изнемогает; не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу.
8 Дару́й мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою.
9 Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю.
10 Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведёт меня в землю правды.
11 Ради имени Твоего, Господи, оживи́ меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою.
12 И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб.
Известно, что прозвучавший псалом был написан царём Давидом в ситуации, которая, к счастью, является если и не исключительной, то крайне редкой: Давид подвергался гонению со стороны своего сына Авессалома, Авессалом хотел завладеть царским престолом, и для этого ему необходимо было физически уничтожить отца. Здесь в одной точке сошлись сразу три ужасных преступления: стремление к убийству человека, предательство и стремление к убийству отца. Можно лишь догадываться о всей глубине переживаний Давида, ведь написанные в этот период псалмы, несмотря на всю их гениальность, как и любой другой текст, не способны передать весь спектр чувств и мыслей человека.
Основной посыл псалма — ужас гонимого праведника. Однако праведник потому и праведник, что он всё своё упование возлагает на Бога, и это не какое-то бессилие, это трезвенное понимание мира и своего места в нём, да и заподозрить Давида в слабости может лишь тот, кто совершенно ничего не знает о нём.
Но почему же этот псалом так часто звучит во время православного богослужения, ведь кажется, что он не имеет непосредственного отношения к жизни верующих? Да, нас не гонят вооружённые мятежники, и наши дети не пытаются нас убить, но мы гонимы собственными страстями, которые значительно коварнее и злее Авессалома. Авессалом был сыном Давида, а наши страсти — это нечто большее, чем сын, это то, что живёт внутри нас, то, что слилось с нами, то, что мы зачастую воспринимаем как часть нашего естества, как собственную «изюминку», без которой наша личность утратит, как нам кажется, свою привлекательную индивидуальность.
С этими врагами бороться во много крат сложнее, чем с врагами внешними, но принцип борьбы всё тот же, и о нём сказано в прозвучавшем сегодня псалме: смиренное осознание своего плачевного положения и воззвание к Богу, Который не может не спасти всех от сердца вопиющих к Нему.
Псалом 142. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 142. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 142. На струнах Псалтири
1 Господи! услышь молитву мою, внемли молению моему
по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей
2 и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих.
3 Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою,
принудил меня жить во тьме, как давно умерших.
4 И уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое.
5 Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих.
6 Простираю к Тебе руки мои; душа моя — к Тебе, как жаждущая земля.
7 Скоро услышь меня, Господи; дух мой изнемогает; не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу.
8 Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне, (Господи,) путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою.
9 Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю.
10 Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды.
11 Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою.
12 И по милости Твоей истреби врагов моих, и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб.
«Утро в лесу»

Фото: Victoria Tyur / Unsplash
Однажды солнечным зимним утром собралась я покататься на лыжах. Рядом с домом есть небольшой лес, в нём проложена отличная лыжная трасса. Оделась и уже собиралась выходить, как мне звонит мама. Она испекла моё любимое печенье и приглашала на чай. Мы почти месяц не виделись, хотя живём рядом. Из-за будничной суеты часто забываешь о главном, о том, как важно уделять время близким. Договорившись о встрече, я поставила лыжное оборудование обратно в кладовку. И тут меня посетила интересная мысль: а что, если доехать до мамы на лыжах? Наши дома разделяет тот самый лес, в котором есть лыжная трасса. Она предназначалась для профессионалов, но это был будний день, а гонки обычно устраивают в выходные.
До маминого дома километра три. Еду я спокойно, никому не... «Хоп!» — слышу я окрик за спиной. Оборачиваюсь и вижу летящую на меня группу лыжников. Они вот именно, что не ехали, а летели! Сработал инстинкт самосохранения, и я отскочила в сторону. Пронесло!
Оказывается, в этот день всё-таки проходили соревнования. И я нечаянно приняла в них участие. Но главное было не это. Лёжа в сугробе, я услышала, как кто-то шевелится совсем рядом. Оборачиваюсь и вижу белку — в метре от меня. Она запуталась в какой-то сетке и отчаянно пыталась выбраться.
Я с детства боюсь грызунов, но в тот момент мне стало очень жаль несчастное животное. Было понятно, что кроме меня ей никто не поможет. Преодолев страх, я решила действовать. Сняла куртку и накрыла ею белку. Аккуратно придерживая животное одной рукой, другой я распутала сетку. Как только грызун оказался на свободе, он запрыгнул на дерево и умчался вверх по стволу.
Я с облегчением вздохнула и отправилась дальше в путь. Солнечные лучи щедро окрасили золотом мою лыжню. Всем известно, что зимнее солнце светит, но не греет. И руки действительно мёрзли. Но на душе у меня было так тепло...
Текст Клим Палеха читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе