
Кинолента «Красная палатка», снятая режиссёром Михаилом Калатозовым в 1969 году, основана на реальных событиях, потрясших мир в далёком 1928-м. Тогда над Северным полюсом потерпел крушение дирижабль «Италия». На его борту находились участники арктической экспедиции во главе с исследователем генералом Умберто Нобиле. Несколько человек погибли, а те, кто остался в живых, почти месяц провели на льдине. Спасательные отряды из разных стран, в том числе из Советского союза, отправились на их поиски. И именно наш ледокол, легендарный «Красин» вызволил выживших.
На экране мы видим художественную попытку осмыслить эту катастрофу. Дух захватывает от бескрайнего белого пространства. Единственная тёмная точка на котором — выкрашенная в красный цвет брезентовая палатка. Вокруг неё разыгрывается драма тех, кто оказался в арктическом плену, и тех, кто пришёл к ним на помощь. Один из самых сильных моментов фильма — эпизод, в котором пилот самолёта, находящегося на борту ледокола «Красин», рвётся на поиски пропавших. Погода стоит нелётная, но лётчик пытается убедить командира разрешить полёт.
— Я приказал готовить машину.
— А я запрещаю.
— Почему?
— А потому что ваша машина — это единственное, что у нас осталось. И преждевременно рисковать я не имею права. Будем ждать.
— Ждать? А чего ждать? Пока новый винт вырастет? Или пока нас льды раздавят?.. Мы пришли сюда людей спасать, а не трупы собирать по льдинам.
— Я отвечаю за экспедицию и рисковать не буду! И вам не советую. Вы что погубить себя хотите?
— Да я лётчик. Я — лётчик! Я по земле хожу хуже, чем летаю. И если я говорю, что могу взлететь, значит, я могу взлететь!»
Лётчика играет Никита Михалков — это одна из первых его ролей. Кстати, проект был международным, и кроме отечественных артистов в съёмках фильма «Красная палатка» участвовали зарубежные звёзды первой величины, например, Шон Коннери — он сыграл знаменитого исследователя Арктики Руаля Амундсена, и Клаудия Кардинале, воплотившая в картине вымышленную героиню — медсестру Валерию. Примечательно, что в итоге такого сотрудничества у «Красной палатки» оказалось две версии — советская и зарубежная, отличающиеся друг от друга по монтажу, музыке и ряду других деталей. Иностранные продюсеры позиционировали свой вариант картины как фильм-катастрофу. Отечественному же зрителю посчастливилось увидеть глубокую философскую притчу.
Режиссёр Михаил Калатозов воплотил её в отдельной сюжетной линии: спустя сорок лет после катастрофы дирижабля «Италия» призраки прошлого продолжают преследовать командира экспедиции Умберто Нобиле. Его терзают воспоминания. Герои событий, живые и мёртвые, являются ему в воображении, словно наяву. Они упрекают Нобиле, осуждают, убеждают, что только он один виноват в трагедии. Мы не просто наблюдаем этот суд совести. Душевные муки Нобиле невольно передаются и зрителю. И мы сострадаем, сопереживаем герою.
Финал внутреннего суда — неожиданный: призраки уже выносят Нобиле вердикт — «Виновен». Но вдруг... находят и собственную вину в произошедшем! Например, радист Биаджо с ужасом обнаруживает, что спасение экспедиции во многом зависело и от него — если бы он сумел вовремя починить радиостанцию, спасение пришло намного раньше.
Обвиняя теперь самих себя, призраки прошлого один за другим покидают Нобиле. В финале картины обвинителей не остаётся. Нобиле тоже признаёт свои ошибки, он прощён. Эти сцены «Красной палатки» напоминают евангельский сюжет о грешнице. Возмущённая толпа хотела побить её камнями, но разошлась, когда Христос предложил бросить первый камень тому, кто сам без греха.
Фильм «Красная палатка» Михаила Калатозова поражает неординарно выстроенной сюжетной линией, удивительной красоты пейзажами и прекрасной музыкой композитора Александра Зацепина. Картина смотрится на одном дыхании. А после просмотра не только продолжаешь искренне сопереживать героям, но и глубже всматриваешься в собственную душу.
«Частичка любви»

Фото: Phill Dane / Unsplash
Гуляла как-то утром с собакой и обнаружила камень. Гладкий, горчичного цвета с белой полоской посередине. Вот это находка! Моя дочь Света как раз коллекционирует камни. Но не просто собирает, а рисует на них. Каждый камушек в её руках будто оживает. Например, из гальки она сделала милого медвежонка, а ещё смешную лягушку и какое-то забавное существо с высунутым языком. В общем, нет предела фантазии подростка, который учится в художественной школе.
Дочке 15, и она хочет стать скульптором. Все в семье знают, что порадовать этого творческого человека просто. Вот и в этот раз реакция дочери на камень, когда я принесла его домой, была такая, будто ей подарили целый вагон мороженого.
— Света, ты — удивительный ребёнок. — говорю ей я. — Так радоваться обычному камню...
— Мама, он совсем необычный! — опровергает моё утверждение дочь, внимательно рассматривая новый экспонат.
— Мне, конечно, приятно, но объясни, пожалуйста, что в нём необычного?
— Ну как же? Во-первых, он отличался от других, раз ты его заметила. Во-вторых, я могу превратить его в жука-скарабея — полоска как раз будет разделять надкрылья. Ну, а в-третьих... — сказала Света и задумалась.
— Что? Что, в-третьих? — нетерпеливо спросила я.
— Мама, ты ведь подумала обо мне, когда его увидела. О том, что меня он порадует, а значит в нём уже есть частичка любви...
Текст Клим Палеха читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе
28 июня. О трудах преподобного Иеронима Стридонского

Сегодня 28 июня. День памяти преподобного Иеронима Стридонского, жившего в пятом веке.
О его трудах — священник Алексий Долгов.
Выходец из Центральной Европы, получивший прекрасное образование в Риме, он известен как автор одного из переводов Священного Писания на латинский язык, который известен под названием «Вульгата». Этот перевод и по сей день остаётся авторитетнейшим для всей западной христианской церкви.
Блаженный Иероним много сделал для развития богословской мысли не только западной, но и восточной православной Церкви. Но, как часто бывает, таланты богословские, духовные дарования и твёрдые принципы, в основе которых была искренняя вера во Христа Спасителя, вызывали не только почитание, но и зависть.
Блаженный Иероним вынужден был покинуть Рим. Он возглавил один из монастырей в Святой Земле, Вифлееме, где пребывал не только в посте и молитве, но и занимался литературным творчеством.
Подвижники как Востока, так и Запада очень высоко отзывались о трудах блаженного Иеронима спустя тысячи лет после кончины блаженного. «Сочинение его, — говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, — сияет по всему миру, как священные светильники. Он муж как учёности обширной, так и испытанного чистого учения, учитель православных». А святитель Дмитрий Ростовский называл его учителем церкви.
Описание блаженного Иеронима Стридонского — сокровищница святого Иеронима. Доступ к этой сокровищнице открыт и по сей день для каждого христианина.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 июня. О личности и трудах Сергея Платонова

Сегодня 28 июня. В этот день в 1860 году родился историк Сергей Платонов.
О его личности и трудах — протоиерей Василий Гелеван.
Центральной темой его работ было изучение историко-литературных рукописей, особенно периода Смутного времени. Ученый исследовал сказания, летописи, жития святых. Его особенно интересовали нравственные поучения, проповеди. Платонов ввёл в научный оборот множество доселе неизведанных рукописей.
Он получил степень магистра истории, защитил диссертацию на тему «Древнерусские повести и сказания о Смутном времени XVII века». Вместе с глубиной и фундаментальным подходом к его изысканиям, Платонов проявил себя ещё и как замечательный преподаватель.
Он практиковал такую своеобразную, очень увлекательную манеру подачи материала. Он был не учителем, а другом, рассказчиком, таким живым и очень ярким. И это довольно редкое совмещение.
Чаще всего мы видим выдающегося литератора, но при этом лишённого риторических способностей. Или наоборот, человека, в общем-то, поверхностного, но который может очень красиво подать.
Сергей Фёдорович Платонов — это редкое исключение, которого и читать интересно, и слушать. И яркость, и образность того материала, который он излагал, была не только в лекциях, и не только на страницах, но и во всех его выступлениях живых. Этим он запомнился своим современникам и студентам.
Все выпуски программы Актуальная тема