С падением Константинополя в 1453 году прекратил свое существование так называемый устав «Великой Церкви» — традиция совершения богослужения в Святой Софии, кафедральном соборе столицы Византии. Устав Великой Церкви включал в себя традиции, которые в наши дни показались бы необычными. Одна из них — отсутствие духовенства в алтаре в определенные моменты службы. Например, в начале вечернего богослужения. Священник произносил первые молитвословия в центре собора, а затем становился перед иконостасом — перегородкой, отделяющей алтарь от остального пространства храма. В этот момент священник символизировал собой Адама, стоящего перед вратами Рая. Из-за совершенного греха прародитель вынужден был райский сад покинуть. И он очень хотел туда вернуться. Устав Великой Церкви предписывал священнослужителям на вечернем богослужении входить в алтарь только с началом пения слов 140-го псалма царя и пророка Давида. О содержании этого молитвословия рассказывает священник Антоний Борисов:
140-й псалом пророк Давид написал во время непростого периода жизни — когда был гоним царём Саулом. Тот хотел убить Давида. Пророк просил Бога избавить его от смерти и обращался к Господу такими словами: «Да исправится молитва моя, как кадило пред Тобой, Поднятие рук моих — как жертва вечерняя. Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня! Услышь голос моления моего, когда взываю к Тебе. Охраняй, Господи, уста мои и ограждай двери уст моих. Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым, оправдывающимся от грехов». В Православной Церкви эти строки из псалма были объединены в отдельное песнопение, названное по первым словам — «Да исправится молитва моя». Молитвословие со временем стало образцом покаянного обращения человека к Богу. Когда в храме Святой Софии священник входил в алтарь под пение «Да исправится молитва моя», он показывал прихожанам, что только покаяние способно открыть человеку путь в Царство Небесное. Именно поэтому слова 140-го псалма в наши дни проникновенно поются в православных храмах в дни Великого поста — время покаяния за совершенные духовные ошибки.
Традиция пения «Да исправится молитва моя» не исчезла с падением Константинополя. Правда, молитва не поется теперь на каждой вечерней службе. Ее исполнение можно услышать только Великим постом — в дни, когда служится так называемая Литургия Преждеосвященных Даров. Данное богослужение имеет ярко выраженный покаянный характер. Согласно сложившейся традиции «Да исправится молитва моя» на Преждеосвященной Литургии поётся в центре храма. Все прихожане в этот момент стоят на коленях. Священник же совершает каждение алтаря — как символ молитвы, без которой общение с Господом невозможно. Послушаем песнопение «Да исправится молитва моя» в исполнении праздничного хора Свято-Данилова мужского монастыря города Москвы.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.