Есть советский фильм про пионерский лагерь. По сюжету, накануне родительского дня одного мальчика исключили из отряда за непослушание, но, испугавшись реакции бабушки, он не поехал домой, а перешел на нелегальное положение и тайно остался в лагере, а друзья помогали ему в этом. Так вот. Там был один мальчик, не похожий на остальных — высокий, худощавый и к тому же робкий. Его не брали в компанию ребят, не принимали в игру, поэтому ему оставалось только подкрадываться и все время спрашивать: «А что это вы тут делаете?» Появлялся он всегда в самый неподходящий момент. Друзья тут же прекращали свое занятие и делали вид, что ничего не происходит.
Этот эпизод напомнил мне ситуацию из реальной жизни. Когда ребенок чем-то занят в своей комнате, он сосредоточен на чем-то, а мама или папа входят в его комнату с вопросом «что делаешь, чем занимаешься?». Замечали, дети тут же отвлекаются от своего занятия и начинают думать — и правда, что это я тут делаю? И потом редко возвращаются к прежнему делу.
Дети, особенно дошкольники, мыслят иначе, чем мы, взрослые. Они реже, чем родители, задаются вопросом о практической пользе — они просто играют. И если слишком часто приходить с вопросом «чем занимаешься», игра в сознании маленького человека обесценивается. Тем печальнее звучит родительская фраза «чем занимаешься? Лучше бы ... навел порядок в своей комнате или полил цветы». А в ответ ступор, легкое раздражение, а иногда и открытый протест. Зависит от возраста ребенка и градуса ваших отношений.
«Ну вот! Опяяяять!» — говорит моя дочь и закатывает глаза, когда я прошу ее отвлечься от игры и сделать что-то на мой взгляд «нужное и полезное». И это уже в пять лет! Но один раз я изменила тактику: тихонько постучалась и вошла в комнату. Дочь обернулась. Она увлеченно собирала конструктор и удивилась, когда я просто села на кровать и стала молча за ней наблюдать. Еще некоторое время ребенок пыхтел за столом, отвернувшись от меня, а потом не выдержал и позвал: «Мама, смотри! Вот это миска с косточкой, а это девочка. Сейчас с прогулки придет собака и хозяйка будет ее кормить. Только я сначала закончу строить домик. Как здорово, что ты пришла!»
Признаюсь, просто сидеть и наблюдать стоило мне немалых усилий над собой. В голове по-прежнему гудело — помыть посуду, приготовить ужин. Но не упрекать дочь в безделии, не раздражаться на беспорядок в детской, а побыть рядом, разделить игру и интересы ребенка для меня в тот момент было важнее.
Пусть и в вашей жизни почаще случается такой выбор.
Метафоры, которые мы не замечаем
Из школьного курса многие помнят, что есть такое выразительное средство — Метафора. Это скрытое сравнение, которое использует переносное значение слов. Метафора называет один предмет вместо другого, схожего по форме или качеству. Например, огонь горит в прямом смысле, а глаза горят в переносном. Вы, наверное, удивитесь, но мы постоянно используем метафоры в речи.
Мелодия льётся, волна ощущений, взлететь по карьерной лестнице, поплыть на экзамене, стоять в хвосте очереди.
От частого употребления многие метафоры как бы стёрлись, поэтому мы их не замечаем. Однако их употребление влияет на коммуникацию. Метафора помогает более ярко выразить мысль, но может и помешать общению.
Иногда мы чувствуем дискомфорт в разговоре, но не в силах объяснить, почему: вроде бы собеседник не сказал ничего плохого. Однако он просто мог произнести негативные или слишком эмоциональные метафоры, которые вызывают тревогу или уныние. С другой стороны, красивая метафора украсит беседу и поможет погрузиться в море удовольствия от общения.
Давайте же порадуемся богатству нашего языка, создавшего такое прекрасное выразительное средство.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.