Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский, в миру Иван Касаткин, родился в тысяча восемьсот тридцать шестом году в Смоленской губернии. Иван получил духовное образование в Санкт-Петербурге и принял монашество с именем Николай. Он сам изъявил желание служить в Японии, настоятелем консульского храма города Хакодате. Сначала проповедь Евангелия в Японии казалась немыслимой. По словам самого отца Николая, "тогдашние японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство, как на злодейскую церковь". Восемь лет у него ушло на то, чтобы изучить народ, язык, нравы и обычаи. Вскоре появились первые прихожане среди японцев. И в тысяча восемьсот шестьдесят девятом году Синод образовал в Японии Российскую Духовную Миссию. Служение в краю Восходящего солнца не было простым. Община не раз страдала в период гонений на христиан. Но трудами архиепископа Николая в Токио были построены собор Воскресения Христова, семинария, издавался журнал, печатались книги. Святитель Николай перевел на японский богослужебные книги, составил православный богословский словарь. Через пятьдесят лет после того как он впервые ступил на японскую землю, здесь было более двухсот пятидесяти христианских общин и свыше тридцати трех тысяч верующих.
Алексей Ухтомский

Потомок князей Рюриковичей, учёный-физиолог с мировым именем, член Академии наук СССР, иконописец, монах. Всё это — один и тот же человек: Алексей Алексеевич Ухтомский, в монашестве — Алипий. Он создал учение о доминанте — научную теорию, которая объясняла фундаментальные психологические основы поведения человека. И преданно служил Богу в непростые для Церкви и верующих советские годы.
Алексей родился в 1875-м году, в селе Вослома Ярославской губернии — родовом поместье князей Ухтомских. Отец, мичман в отставке, мечтал о военной карьере для сына. Поэтому в 13 лет Алексей поступил в Нижегородский кадетский корпус. Не хуже, чем военную премудрость, в учебном заведении преподавали гуманитарные дисциплины — литературу, философию и психологию. Этими предметами более всего заинтересовался Алексей. Перечитал Аристотеля, Декарта, Спинозу, Канта. Но в их учении молодому человеку как будто чего-то не доставало. Чего именно — Алексей скоро понял. Это случилось, когда он ехал из кадетского корпуса домой на каникулы — по Волге, на пароходе. Юноша гулял по палубе, и встретил священника. У них завязалась беседа. Позже он узнал, что разговаривал с самим отцом Иоанном Кронштадтским. Эта встреча серьёзно повлияла на Ухтомского. Он стал вдумчиво читать Библию и творения святых отцов Церкви. А после окончания кадетского корпуса решил поступать в Московскую Духовную академию.
В 1894 году он стал студентом Академии, а в 1899-м окончил её со степенью кандидата богословия. Защитил диссертацию на тему «Космологическое доказательство бытия Божия». В ней Ухтомский коснулся вопросов, которые впоследствии раскрыл в своём учении о доминанте. Какие внутренние причины движут поведением людей, влияют на их нравственные и греховные поступки? Почему одни люди поступают так, а другие иначе? Алексею хотелось соединить научные исследования с православным мировоззрением. Попытаться понять тайну личности через призму Священного Писания, как богослов, философ и вместе с тем, как психолог и физиолог. В те годы он писал: «Моё истинное место — монастырь, но я не могу себе представить, что придётся жить без науки». Ухтомский решил продолжить образование — на сей раз в Санкт-Петербургском университете. Там он защитил ещё одну диссертацию, в которой впервые изложил принцип доминанты — то есть, способности центральной нервной системы человека целиком отдаваться некоему влечению, потребности, идее. По мысли учёного, доминанта способна подавлять рефлексы — к примеру, увлечённый чем-то человек перестаёт испытывать голод. Доминанта может иметь как позитивный, так и разрушительный потенциал. Ухтомский писал: «Если не овладеть вовремя зачатками своих доминант, они завладеют нами. Бытие человека — это труд, усилие, результатом которого могла бы стать перемена ума». По сути, учёный изложил научный подход к одному из основополагающих принципов православного мировоззрения: борьбе со страстями. Работа Алексея Ухтомского всколыхнула научный мир. Его пригласили читать лекции для студентов Психоневрологического института, а в 1912-м Алексей Алексеевич стал преподавателем Петербургского университета. Одновременно с научной работой служил старостой Свято-Никольского единоверческого храма, писал иконы и вёл аскетическую жизнь.
Почти сразу после октябрьской революции 1917-го года большевики арестовали Ухтомского. Ещё бы: князь, церковный староста. Почти четыре года учёный провёл в заключении. Всё это время за него хлопотали коллеги. Властям пришлось сдаться — в 1920-м Алексея Алексеевича освободили. А через год Ухтомский принял монашеский постриг с именем Алипий. Он продолжил заниматься исследованиями, руководил Институтом физиологии Ленинградского государственного университета. И одновременно, не скрывая этого, служил Господу, окормлял прихожан Никольского храма.
Когда началась Великая Отечественная Война, Ухтомский добровольно отказался от эвакуации из блокадного Ленинграда. Вместе с жителями города он нёс все тяготы, участвовал в организации работы на нужды обороны. В 1942-м году учёный Алексей Алексеевич Ухтомский, он же монах Алипий, отошёл ко Господу. Соседи по квартире нашли его лежащим в полном облачении, с Евангелием в руках. Всю жизнь Ухтомский доказывал, что гармоничное развитие личности без нарушения, без изъяна, без преступления, без измены дорогому и доброму — это и есть изначально заложенный идеал, та доминанта, которая определена Господом при сотворении природы.
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Жостовский промысел». Екатерина Бунина

Гостьей программы «Исторический час» была кандидат исторических наук, доцент университета имени Разумовского Екатерина Бунина.
Разговор шел об истории народных промыслов в России, в частности о знаменитой Жостовской росписи.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Бог всегда рядом...» Юлия Бочарова

У нас в гостях была актриса, режиссер, продюсер, многодетная мама Юлия Бочарова.
Наша гостья рассказала о своем пути к вере, об ощущении присутствия Бога в жизни даже в самые сложные моменты и о том, как через язык кино она стремится говорить о христианских смыслах и ценностях.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья