
1 Кор., 145 зач., X, 12-22.
12 Посему, кто думает, что он стои́т, берегись, чтобы не упасть.
13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.
14 Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.
15 Я говорю вам как рассудительным; сами рассуди́те о том, что говорю.
16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?
19 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?
20 Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.
21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
22 Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В каждом сообществе существует своего рода профессиональный язык. Церковное сообщество в этом смысле не исключение. Есть отдельные слова — есть целые словосочетания, употребляемые церковными людьми. Одним из таких слов является слово «искушение», получающее в языке верующего сугубо негативное значение. Все бы ничего, но есть у этого слова одна особенность — оно подспудно звучит как оправдательное. Его нередко произносят, когда хотят оправдать свой поступок, ссылкой на искусителя. Возникает ситуация похожая на ту, что произошла в раю — «жена дала мне плод и я ел».
Стремясь к тому, чтобы коринфяне не ссылались на бессилие перед возникающими соблазнами, апостол в сегодняшнем чтении, говорит им о том, что постигшее их искушение есть вполне человеческое, то есть вполне находящееся в рамках их человеческих сил, и даже человеческой рассудительности. Что в свою очередь значит, что апостол очень высоко ставит духовные способности своих адресатов, призывая их не бояться собственного кажущегося им бессилия. Кроме того, он естественно поддерживает их словами о Боге, который не попустит искушения свыше их сил, всегда поддержит и подаст облегчение.
Но чем же так опасно идолослужение, которым их искушают?
Пример, который он приводит, очень важен и сегодня часто упоминается сам по себе. Апостол говорит, что те, кто причащаются Хлебу и Чаше приношения причащаются Телу Христову и Его Крови.
Что же дает это Приобщение?
Оно созидает Церковь — как Тело Христово. Он так и пишет: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба». Это значит, что через Причастие мы теснейшим образом соединяемся не только со Христом, но и со всеми причастниками, становимся друг другу сотелесными, братьями и сестрами. Теми, кто стремится воплотить дело Христово в жизнь, сделать так, чтобы замысел Божий о мире восторжествовал. При этом заповеди перестают быть личными правилами, исполнение которых ведет к собственной выгоде, и становятся основаниями общей жизни.
Однако причащение Телу — образ, на который возможно посмотреть в иной перспективе. Если причащение Христу приобщает божественной жизни, то причащение идоложертвенному приобщает людей языческой жизни, которую Павел называет общением с бесами. При этом у него нет сомнений, что совершать сразу два действия и находиться в двух состояниях для человека невозможно. Он может быть един либо с Богом, либо с лукавым, либо стремиться к добру, либо ко злу.
Чтение завершается словами, которые по-русски звучат довольно странно: «Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его»? Однако в греческом слово, которое переведено как «раздражать» можно перевести так же и как «возбуждать ревность». Это последнее значение как раз звучит вполне по-ветхозаветному, ведь Бог Отцов — ревнитель. Он ревнует о христианах как о своих детях, и не оставит их в руках лукавого, Он проведет их через все искушения, только бы они доверяли Ему.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— 80-летие Победы в Великой Отечественной войне;
— Восприятие ВОВ разными поколениями;
— Историческая память и историческая правда;
— Вклад Русской Православной Церкви в Победу.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров
- «Христианские мотивы в фильме «Сталкер». Иван Перекатов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки