
1 Кор., 145 зач., X, 12-22.
12 Посему, кто думает, что он стои́т, берегись, чтобы не упасть.
13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.
14 Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.
15 Я говорю вам как рассудительным; сами рассуди́те о том, что говорю.
16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?
19 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?
20 Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.
21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
22 Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В каждом сообществе существует своего рода профессиональный язык. Церковное сообщество в этом смысле не исключение. Есть отдельные слова — есть целые словосочетания, употребляемые церковными людьми. Одним из таких слов является слово «искушение», получающее в языке верующего сугубо негативное значение. Все бы ничего, но есть у этого слова одна особенность — оно подспудно звучит как оправдательное. Его нередко произносят, когда хотят оправдать свой поступок, ссылкой на искусителя. Возникает ситуация похожая на ту, что произошла в раю — «жена дала мне плод и я ел».
Стремясь к тому, чтобы коринфяне не ссылались на бессилие перед возникающими соблазнами, апостол в сегодняшнем чтении, говорит им о том, что постигшее их искушение есть вполне человеческое, то есть вполне находящееся в рамках их человеческих сил, и даже человеческой рассудительности. Что в свою очередь значит, что апостол очень высоко ставит духовные способности своих адресатов, призывая их не бояться собственного кажущегося им бессилия. Кроме того, он естественно поддерживает их словами о Боге, который не попустит искушения свыше их сил, всегда поддержит и подаст облегчение.
Но чем же так опасно идолослужение, которым их искушают?
Пример, который он приводит, очень важен и сегодня часто упоминается сам по себе. Апостол говорит, что те, кто причащаются Хлебу и Чаше приношения причащаются Телу Христову и Его Крови.
Что же дает это Приобщение?
Оно созидает Церковь — как Тело Христово. Он так и пишет: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба». Это значит, что через Причастие мы теснейшим образом соединяемся не только со Христом, но и со всеми причастниками, становимся друг другу сотелесными, братьями и сестрами. Теми, кто стремится воплотить дело Христово в жизнь, сделать так, чтобы замысел Божий о мире восторжествовал. При этом заповеди перестают быть личными правилами, исполнение которых ведет к собственной выгоде, и становятся основаниями общей жизни.
Однако причащение Телу — образ, на который возможно посмотреть в иной перспективе. Если причащение Христу приобщает божественной жизни, то причащение идоложертвенному приобщает людей языческой жизни, которую Павел называет общением с бесами. При этом у него нет сомнений, что совершать сразу два действия и находиться в двух состояниях для человека невозможно. Он может быть един либо с Богом, либо с лукавым, либо стремиться к добру, либо ко злу.
Чтение завершается словами, которые по-русски звучат довольно странно: «Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его»? Однако в греческом слово, которое переведено как «раздражать» можно перевести так же и как «возбуждать ревность». Это последнее значение как раз звучит вполне по-ветхозаветному, ведь Бог Отцов — ревнитель. Он ревнует о христианах как о своих детях, и не оставит их в руках лукавого, Он проведет их через все искушения, только бы они доверяли Ему.
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Мечтатель

Фото: Jeremy Stewardson / Unsplash
Жил-был на свете один мечтательный мальчик. Целыми днями он что-нибудь фантазировал, да матери сказки рассказывал, а никакая крестьянская работа ему в руки не давалась.
Однажды мать позвала его и говорит:
— Сынок, ты уже вырос, пора тебе самому зарабатывать себе на жизнь. Если не хочешь работать в поле, то ступай в город и найди там себе какое-нибудь дело.
Отправился парнишка в город на базар искать работу. Весь день ходил он мимо прилавков, а под вечер подошёл к нему незнакомый старичок и попросил:
— Помоги мне донести горшок с простоквашей до дома. Я заплачу тебе за это две медных монетки. Ну, так как, возьмёшься?
Поразмыслив, парень согласился. Это была маленькая сумма, однако всё же лучше, чем совсем ничего.
Поставив глиняный горшок на голову, по дороге он стал размышлять:
«Сегодня, получив две монетки, я не потрачу их, а куплю на них яйцо. Затем я положу яйцо в гнездо коршуна, что на дереве, которое растёт на заднем дворе моего дома. Через несколько дней из яйца вылупится цыплёнок, и я буду выращивать его. Когда курица станет взрослой, она начнёт нести яйца, и я буду собирать их и выводить из них цыплят. В конце концов, у меня будет несколько тысяч кур, и я начну на базаре торговать яйцами. На полученную прибыль я куплю несколько коров и буйволов, и заведу молочное хозяйство. Когда я буду обладать огромным богатством, все будут рады отдать мне в жёны своих дочерей, и я женюсь на дочери шаха. Однако куда я её приведу? Мне придётся выстроить для неё большой дворец. Он будет весь из мрамора, а комнаты я украшу драгоценными камнями. Люди будут приезжать со всех концов света только для того, чтобы увидеть мой дворец...»
Парень шёл по улице, поглощённый своими мыслями, и не заметил, как наступил на кожуру банана. Он поскользнулся и упал на дорогу. Глиняный горшок разбился вдребезги, и вся простокваша вылилась на землю.
— Посмотри, что ты наделал! Ты причинил мне большой урон, из-за тебя я лишился горшка с простоквашей! — рассердился его работодатель.
— И вы называете это уроном? Всего-то какой-то горшок! Вот я сейчас лишился всего своего огромного богатства: слуг, жены, великолепного дворца! — воскликнул парень.
Старик очень удивился, расспросил своего неловкого помощника, и вдруг заулыбался.
— Послушай, так ты мне как раз и нужен! Я служу домашним учителем в одном богатом доме, и каждую ночь дети просят, чтобы я им перед сном рассказывал сказки. Я вспомнил всё, что знал, но они просят новых, а без этого долго не хотят засыпать, и потом плохо учатся. Если ты согласишься каждый вечер рассказывать им свои небылицы, тебе будут щедро платить...
Всякие способности могут принести человеку счастье, если правильно их применить.
(по мотивам индийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки