
1 Кор., 145 зач., X, 12-22.
12 Посему, кто думает, что он стои́т, берегись, чтобы не упасть.
13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.
14 Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.
15 Я говорю вам как рассудительным; сами рассуди́те о том, что говорю.
16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?
19 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?
20 Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.
21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
22 Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В каждом сообществе существует своего рода профессиональный язык. Церковное сообщество в этом смысле не исключение. Есть отдельные слова — есть целые словосочетания, употребляемые церковными людьми. Одним из таких слов является слово «искушение», получающее в языке верующего сугубо негативное значение. Все бы ничего, но есть у этого слова одна особенность — оно подспудно звучит как оправдательное. Его нередко произносят, когда хотят оправдать свой поступок, ссылкой на искусителя. Возникает ситуация похожая на ту, что произошла в раю — «жена дала мне плод и я ел».
Стремясь к тому, чтобы коринфяне не ссылались на бессилие перед возникающими соблазнами, апостол в сегодняшнем чтении, говорит им о том, что постигшее их искушение есть вполне человеческое, то есть вполне находящееся в рамках их человеческих сил, и даже человеческой рассудительности. Что в свою очередь значит, что апостол очень высоко ставит духовные способности своих адресатов, призывая их не бояться собственного кажущегося им бессилия. Кроме того, он естественно поддерживает их словами о Боге, который не попустит искушения свыше их сил, всегда поддержит и подаст облегчение.
Но чем же так опасно идолослужение, которым их искушают?
Пример, который он приводит, очень важен и сегодня часто упоминается сам по себе. Апостол говорит, что те, кто причащаются Хлебу и Чаше приношения причащаются Телу Христову и Его Крови.
Что же дает это Приобщение?
Оно созидает Церковь — как Тело Христово. Он так и пишет: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба». Это значит, что через Причастие мы теснейшим образом соединяемся не только со Христом, но и со всеми причастниками, становимся друг другу сотелесными, братьями и сестрами. Теми, кто стремится воплотить дело Христово в жизнь, сделать так, чтобы замысел Божий о мире восторжествовал. При этом заповеди перестают быть личными правилами, исполнение которых ведет к собственной выгоде, и становятся основаниями общей жизни.
Однако причащение Телу — образ, на который возможно посмотреть в иной перспективе. Если причащение Христу приобщает божественной жизни, то причащение идоложертвенному приобщает людей языческой жизни, которую Павел называет общением с бесами. При этом у него нет сомнений, что совершать сразу два действия и находиться в двух состояниях для человека невозможно. Он может быть един либо с Богом, либо с лукавым, либо стремиться к добру, либо ко злу.
Чтение завершается словами, которые по-русски звучат довольно странно: «Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его»? Однако в греческом слово, которое переведено как «раздражать» можно перевести так же и как «возбуждать ревность». Это последнее значение как раз звучит вполне по-ветхозаветному, ведь Бог Отцов — ревнитель. Он ревнует о христианах как о своих детях, и не оставит их в руках лукавого, Он проведет их через все искушения, только бы они доверяли Ему.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема