
Еф., 229 зач., V, 8-19.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, 9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу, 11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, 16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, 19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Нетрудно заметить, что в этом отрывке из послания апостола Павла к Ефесянам есть две ключевые темы. Первая — это тема света и тьмы. Вторая — отеческое наставление к внимательной, вдумчивой, праведной жизни. Почему именно эти темы — вполне понятно: апостол сидит в тюрьме в Риме, и понимает, что дни его земной жизни уже сочтены. Уже совсем скоро он будет казнён — и оставит этот суетный мир. Но здесь, на земле, остаются те, кого он полюбил, кто дорог его сердцу — и он, как заботливый отец, наставляет своих детей.
Свет — столь милый сердцу апостола, тем более в мрачной и холодной темнице —это Христос, Который придя в жизнь человека, прежде всего производит различение, отделение светлого, отражающего Божественное, от мрачного, замыкающего всё в себе самом. Свет и святость — по крайней мере, в славянских языках — слова однокоренные. Святой светел — а грешник мрачен. Светлость праведника — это всего лишь его способность не присваивать свет, а перенаправлять его вовне: у него нет какого-то источника «автономной», его собственной «светлости», отличной от Бога. Чем чище душа — тем больше она пропускает сквозь себя Божественного света неискажённым, незамутнённым.
Ключевой момент — к которому с разных сторон подводит читателя апостол — это важность рассудительности, центральной добродетели христианина. Причём диакрисис — так звучит по-гречески рассудительность — слово однокоренное с «крисис» — кризисом. Суд — это всегда внесение ясности и определённости в то, что кажется неоднозначным и мутным. И здесь речь вовсе не о каких-то исключительных интеллектуальных способностях, к развитию которых мог бы призывать апостол. Он говорит о другом: неразумен, нерассудителен тот, кому нравится жить в «мутной водичке», в которой, конечно же, удобно заниматься грязными делами. Но когда приходит Свет — тайное становится явным, муть быстро оседает, и всё проясняется.
Если вдумчиво вчитаться в наставления апостола, перед нами предстаёт путь христианина как ... исследователя, путешественника. У которого каждый день — новые открытия — только не новых мест, растений или животных — а отблесков, отражений Божественного, рассыпанных повсюду. Вот откуда неистощимый источник радости: вдумчивый, внимательный взгляд веры словно яркий луч фонаря разрезает мрак и высвечивает, проявляет из кажущейся унылой серости Божественное присутствие: в людях, событиях, даже предметах, нас окружающих. Насколько же увлекательно и непредсказуемо это познание воли Божией, конкретным проявлениям любви Небесного Отца — и как сильно это отличается от вынужденного подчинения чужим приказам!
Псалом 99. Богослужебные чтения

Быть верующим не означает быть грустным. Конечно, сравнивая себя с возвышенным эталоном заповедей Божиих, мы, нет-нет, и начинаем печалиться, что не дотягиваем до планки совершенства. Но это не означает, что нужно пребывать в унынии. Об этом как раз и говорит нам псалом 99-й, который звучит сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 99.
1 Воскликните Господу, вся земля!
2 Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием!
3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его.
4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,
5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.
Псалом 99-й не отличается продолжительностью. Это краткий, но пронзительный, предельно радостный гимн, обращённый к Богу. Царь и пророк Давид ликует от факта обладания верой. Его сердце переполнено радостью от того, что Господь Бог, совершенный и неприступный в плане Своего небесного бытия, тем не менее, присутствует в жизни Давида, явным образом Себя в ней проявляет. Это участие Божие в жизни царя не ограничивалось какими-то почти неосязаемыми, исключительно духовными состояниями.
Давид старался быть настоящим праведником. Он соблюдал заповеди Божии даже тогда, когда это было невыгодно, неудобно, опасно. За это, собственно, его и прозвали пророком. Не потому, что Давид возвещал будущее. Хотя в псалмах есть описание событий, связанных с приходом Спасителя. Пророческое служение в Библии проявляет себя, прежде всего, как служение правде Божией. Господь призывает того или иного человека стать живой совестью народа, быть видимым мерилом нравственности. А ещё библейский пророк находится в послушании у Бога. Но не потому, что боится, а потому, что Господа всем сердцем любит.
Вот и Давид в совсем ещё юном возрасте проявил эту добрую горячность веры, когда увидел, как великан Голиаф и прочие язычники издеваются над верой в истинного Бога. Тогда ещё простой пастух, а не царь, Давид с помощью своей пращи одним ударом победил Голиафа. Не сам по себе, конечно, а с Божьей помощью. Но она-то пришла не автоматически, а в качестве отклика Творца на молитвенное обращение Давида.
И пророк радуется, что может стать в хорошем смысле инструментом в руках Божиих, может при поддержке Господа творить добрые вещи. Давид не стесняется своей радости. Он вообще был человеком эмоциональным. Чего только стоил его танец во время перенесения ковчега Завета — главной святыни Израиля — в Иерусалим! Царь не стеснялся показаться смешным. Он, как ребёнок, прыгал и кричал, ликуя, что Господь не оставил Свой народ. И Давид призывает своих слушателей и читателей разделить с ним радость веры. Или как он пишет: «Славьте Его (то есть Бога), благословляйте имя Его, ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род».
Давид, конечно же, принадлежал к ветхозаветному человечеству. И между заветами Ветхим и Новым очень много различий, но есть и множество схожих черт. Например, всё та же радость от веры. Зачем печалиться, сваливаться в уныние, если Бог рядом, если Он явным образом проявляет Себя в нашей жизни? Конечно, наши грехи, наши промахи не могут не расстраивать. Но пример Давида и иных праведников, допускавших в течение жизни досадные ошибки, пусть укрепят нас. Искреннее покаяние способно вернуть радость общения с Богом. Ведь единственной преградой для участия Господа в нашей жизни является только наша гордость — нежелание Бога впустить в сердце. Поэтому, если есть хоть какое-то, даже самое слабое, стремление у человека призвать Господа, обратиться к Нему искренне, Бог никогда не отвернётся, но проявит Себя, помогая нам очиститься от грехов и наделяя нас не земной, но небесной радостью.
Псалом 99. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 99. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 99. На струнах Псалтири
1 Воскликните Господу, вся земля!
2 Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием!
3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы - Его, Его народ и овцы паствы Его.
4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его - с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,
5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.
«Крыло ангела»

Фото: Guilman / Pexels
Завтра утром моя жена Надежда возвращается из паломнической поездки. На целую неделю ездила она с группой прихожан нашего храма в монастырь Оптина пустынь. Я так соскучился! Несмотря на связь с женой по телефону и интернету, мне очень не хватало живого общения с ней в эти дни.
К завтрашней встрече готовлюсь с вечера. В ближайшей кулинарии купил пирог с Надиной любимой вишней, перемыл посуду... И даже решил вытереть пыль! Когда я делал это в последний раз?.. Ох, задел тряпкой фигурку деревянного ангела! Уронил, крылышко отвалилось... Надя, конечно, не заметит. Но чувствую неприятный осадок в душе: ангела этого подарила нам в день венчания одна пожилая монахиня, и вот сейчас он — с одним крылом... В магазин за клеем идти поздно, ночь на дворе.
Я зажигаю свечу перед иконами и открываю молитвослов. Канон Божией Матери стараюсь читать спокойно, со вниманием... А затем и ангелу-хранителю помолился. Только окончил молитву — и вспомнил: я же шкафчик в ванной чинил не так давно, и должен был остаться суперклей! Ну-ка, посмотрю у Нади в хозяйственной коробочке... Точно, есть!
А утром счастливая Надя вынула из сумочки ещё одну фигурку: гляди, в пару к нашему — ангел Оптинский! И поставила рядом, на ту же полку.
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе