Деян., 7 зач., III, 1-8.
1Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
2И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
4Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
5И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
6Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
7И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, 8и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
История, которую мы только что услышали, произошла с ближайшими учениками Иисуса Христа, апостолами Петром и Иоанном. Эта история весьма типична как для Евангелия, так и для книги Деяний. Как Господь совершал чудеса, исцелял больных, изгонял нечистых духов, воскрешал мертвых, так это теперь делают апостолы. Такую силу они получили, когда на них сошел Святой Дух через пятьдесят дней после воскресения Спасителя. То, за чем они раньше только наблюдали со стороны, они теперь делают сами. А потому хотелось бы обратить внимание на одну небольшую деталь. В самом начале рассказа, говорится, что все произошло тогда, когда Петр и Иоанн пришли в храм в девятый час помолиться.
Дело в том, что правоверный иудей молился трижды в день: девять часов дня, в двенадцать, и в три. Молиться можно было, где тебя застанет указанное время. Как, например, это делают мусульмане. Однако храмовая молитва считалась особо благодатной и сильной. Поэтому апостолы и спешат туда. Что же в этом особенного? А то, что, уверовав во Спасителя, апостолы не отказались от того, к чему привыкли. Они не перестали ходить в храм, совершать молитвы в положенное время, а также исполнять многие другие религиозные обряды, и держаться иных ритуальных правил, которые были характерны для иудейской религии. И это очень примечательно. Их новая вера проявляет себя в обыденной, привычной для них обстановке.
Почему так важно обратить на это внимание? Порой нам кажется, для того, чтобы жить подлинной христианской жизнью, необходимо оказаться в каких-то особых условиях. Дескать, нашей вере мешает проявить себя рутина этой жизни, ее суета, те обязанности, которые мы должны выполнять, то бремя ответственности, которое мы должны нести, наконец, нам мешают окружающие люди, которые, как мы говорим иногда, не понимают нас, провоцируют нас на грех, а потому мы не можем быть истинными христианами. Или очень часто можно услышать, что быть верующими нам мешает время. Не научили меня быть христианином в молодости, сокрушается человек, поэтому и нечего понуждать себя к духовной жизни сейчас. Все это очень похоже на оправдание маленьких детей, которых поймали за шалостью, и они теперь спихивают вину на все, что только возможно. Сегодняшняя история ясно свидетельствует, что если есть в человеке подлинная вера, если он старается жить духовной жизнью, то это будет проявляться в любых ситуациях. Даже в самых прозаичных и привычных для нас. Все, что от нас требуется — лишь немного усердия и самоотверженности. И уже вскоре можно будет заметить, что та рутина, которой мы так боялись и на которую так пеняли совсем не препятствие, но напротив нечто вроде проверки, до какой степени мы готовы быть последовательными в своих убеждениях и верными Спасителю Иисусу Христу.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство Священства». Протоиерей Максим Горожанкин
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер