Выражение «Башня из слоновой кости» иносказательно означает область высоких устремлений, далёких от суетного мира и его забот.
Этот оборот нам известен по таким устойчивым словосочетаниям как «удалиться в башню из слоновой кости», «запереться в башне из слоновой кости» и применяется, прежде всего, к людям творческих профессий.
Откуда пошло это выражение и какие значения имеет давайте выяснять вместе.
В Третьей Книге Царств говорится о доме из слоновой кости, который был построен царём Ахавом.
Цитата:
«Прочие дела Ахава, все, что он делал, и дом из слоновой кости, который он построил, и все города, которые он строил, описаны в летописи царей Израильских».
Толкование отмечает, что вероятней всего из слоновой кости были сделаны лишь некоторые орнаменты дворца, но даже с такой оговоркой он представлял собой верх роскоши.
Здесь же, в Третьей Книге Царств отмечается и существование трона из слоновой кости царя Соломона. Цитата:
«И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым золотом».
Слоновая кость была дорогим материалом. В Израиль его ввозили сначала из Сирии, потом из Африки. Резные изделия, облицовочные материалы и украшения из слоновой кости были нередки в Израиле, хоть и стоили дорого. В ветхозаветные времена слоновая кость, изделия и постройки из неё символизировали богатство и красоту.
Упоминания о слоновой кости в этом же смысле мы встречаем и в Книге пророка Амоса. Цитата:
«И поражу дом зимний вместе с домом летним, и исчезнут домы с украшениями из слоновой кости, и не станет многих домов, говорит Господь».
Или вот ещё:
«Вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших».
Пророк Амос обличает жизнь израильских вельмож в роскоши и беспечности и возвещает наказание Израилю за это.
Выражение «башня из слоновой кости» мы встречаем еще в одной ветхозаветной книге — Песнь Песней Соломона, в главе, где описывается красота невесты: «Шея твоя — как столп из слоновой кости».
Считается, что выражение стало распространённым в светской среде благодаря французскому критику 19 века Шарлю Огюстену де Сент-Бёву.
В сборнике «Размышления об искусстве», говоря о творчестве писателя Альфреда Виктора де Виньи, в литературных произведениях которого звучат мотивы одиночества, страдания и желания отгородиться от реального мира, Сент-Бёв пишет (цитата):
«А более таинственный Виньи до наступления полудня возвращался в свою башню из слоновой кости».
Сам же Сент-Бёв, вполне возможно, заимствовал это словосочетание из католической молитвы к Богородице, где «башней из слоновой кости» называется Пресвятая Дева Мария, как символ чистой, светлой красоты и отрешённости от всего мирского.
Сегодня выражение «башня из слоновой кости» мы употребляем в двух значениях. В первом, как символ полной изоляции, отстранённости от реальных жизненных проблем. Во втором оно описывает творческую позицию творческого человека, оторванную от жизни, основанную на индивидуализме.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема