«Всякий могущий говорить об Истине и не говорящий о Ней будет осужден Богом» — так в своих сочинениях размышлял раннехристианский святой, один из Отцов Церкви Иустин Великий или Иустин Философ.
Мученик Иустин жил во втором веке в городе Сихем на Западном берегу реки Иордан, в исторической области Самария — сегодня это территория Палестинской автономии. Семья Иустина принадлежала к высшему и состоятельному кругу провинциальной аристократии. Юный Иустин смог получить солидное образование. С юных лет он стремился к истине, хотел познать смысл бытия. Пытаясь удовлетворить это стремление, юный Иустин занялся философией. Он изучил древнегреческих философов, в том числе труды Платона, но не удовлетворился ими. Духовные поиски привели его в город Эфес, где столетием раньше трудились апостолы, и с самого начала христианства существовала община, о которой упоминает в своём послании апостол Павел. В Эфесе Иустин принял христианство. Всю свою дальнейшую жизнь святой Иустин посвятил миссионерству. Обретя, как он писал «единственную, твердую и полезную философию» — христианскую веру и он стал истинным «любомудром». Именно так называл себя святой Иустин. Главной целью свой жизни Иустин сделал проповедь Евангелия.
Святой Иустин много путешествовал и побывал, в частности, в Александрии. Последние годы свой жизни Иустин Философ провел в Риме. В «столицу мира» он приехал, чтобы проповедовать Священное Писание. Здесь он открыл одну из первых христианских школ. Не будучи посвященным в сан, то есть, оставаясь мирянином, святой Иустин стал ярким образцом подлинного христианского учителя и миссионера. Талантливый и начитанный, мастерски владеющий словом, он привлек к себе немало учеников, из которых вскоре выделился сплоченный кружок ревнителей Христовых. Один из его учеников — Татиан — называет своего учителя «дивным Иустином, достойным великого изумления». Вокруг школы Иустина Философа объединилась в основном образованная молодежь Рима. Подобная популярность этого великого христианского проповедника и учителя не могла не вызвать протеста со стороны язычников. Главным противником святого Иустина стал философ кинической школы КресцЕнт. Впрочем, святой Иустин не считал его достойным носить наименование «философ», называя Кресцента «любителем шума», ведь он, нападая на христиан, не соизволил даже самым поверхностным образом ознакомиться с учением. Миссионерская деятельность святого Иустина вызывала недовольство многих язычников, и в итоге Иустин вместе с шестью учениками был арестован по доносу и казнен.
Святой Иустин в древнехристианской Церкви был известен не только как миссионер и учитель, но и как выдающийся писатель. Его литературная деятельность была достаточно активной. Не все его творения дошли до нас, но среди сохранившихся самым масштабным является сочинение «Разговор с Трифоном иудеем». В диалоге святой Иустин сумел четко оттенить столкновение двух религиозных мировоззрений — христианства и иудаизма. И этот литературный труд — еще один яркий пример миссионерского труда святого Иустина Философа.
Послание к Евреям святого апостола Павла

Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Церковная жизнь у многих ассоциируется с деятельностью духовенства. Что вполне объяснимо. Священство — так сказать, витрина церковной жизни. О значении служения духовенства и корнях этого служения рассуждает апостол Павел в отрывке из 7-й и 8-й глав послания к Евреям, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,
27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.
28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.
Глава 8.
1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
2 и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.
Богослужение в храме Соломона в Иерусалиме совершали ветхозаветные священники. Все они, без исключения, принадлежали к одному роду-колену, восходящему к сыну праотца Иакова, Левию. Такова была воля Господня. Иудейский первосвященник, высшая степень религиозного служения в древнем Израиле, тоже являлся потомком Левия, но обязан был также иметь родство с праотцем Аароном — братом пророка Моисея. Аарон — первый в истории ветхозаветный первосвященник. Вместе с Моисеем Аарон вывел еврейский народ из Египта. Во время путешествия по Синайской пустыне он совершал богослужение в Скинии — переносном храме.
Веками служение первосвященника было пожизненным. Однако ко времени Рождества Христова всё изменилось. Жестокий царь Ирод, боясь потерять власть, видел в собственных подданных врагов. В том числе он опасался того общественного авторитета, что имелся у первосвященника. Поэтому Ирод сделал так, чтобы в Израиле имелось сразу несколько первосвященников. Они сменяли друг друга либо по установленной череде, либо просто по желанию правителя. Впоследствии первосвященники стали назначаться также по указанию римских властей. В итоге во время земной жизни Иисуса Христа в Иерусалиме было несколько первосвященников.
Наиболее часто евангелисты упоминают двух из них — Анну и его зятя Каиафу. Оба они был саддукеями, то есть теми, кто сотрудничал с Римом и, среди прочего, не верил в бессмертие души. Анна являлся хитрым интриганом с мощнейшими связями. Он тайно управлял храмовой казной, распоряжался ритуальным имуществом. Действующим первосвященником был Каиафа. Но по факту он был марионеткой в руках своего тестя Анны. Однако именно Каиафа осуществил жест, ставший символом прекращения первосвященнического служения. Во время суда над Христом Каиафа в гневе разорвал на себе одежды. Тем самым он одновременно совершил богохульство и вынес пророчество — Иерусалимский храм будет разрушен, а ветхозаветное священство упразднено. Его заместило собой священство новозаветное, ведущее начало не от Аарона и Левия, а от Христа Спасителя — Божественного пастыря.
В первые века христианства Спасителя было принято изображать на иконах и фресках не в виде первосвященника или Небесного судьи. А в виде пастыря доброго, то есть заботливого пастуха, который охраняет стадо овец от различных опасностей и является тем, за кем не страшно следовать. В Евангелии от Иоанна Христос Сам называет Себя Пастырем, причём Пастырем добрым. И тут же поясняет, почему Его утверждение является верным. Пастырь добрый полагает душу свою за овец.
Слова Христа нашли подтверждение на практике. Спаситель пожертвовал Собой ради спасения человечества от власти греха и дьявола. Христос призвал быть добрыми пастырями и Своих учеников-апостолов. Все они впоследствии самоотверженно трудились на ниве христианской проповеди — основывали новые церкви, рассказывали о Евангелии разным народам. Причём, делали это бесстрашно — невзирая на многочисленные опасности. В итоге, почти все апостолы умерли мученической смертью. Пастырский пример Спасителя и Его учеников является основой для служения современных священников. Не столько в смысле переживания страданий, сколько в смысле самоотверженного служения Богу и Церкви. Православное понимание пастырского служения предполагает, что пастырь должен быть примером для мирян и в молитве, и в ежедневном исполнении заповедей Божиих. Не следует думать, что пастырь обладает какой-либо властью над прихожанами. Он не может и не имеет права замещать собой Христа. Пастырь — это проводник к Богу, спутник своих прихожан по пути духовной жизни — тот, кто помогает в трудных ситуациях, наставляет не только словами, но и поступками.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Свет Христов». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) говорили о значении Света Христова и внутреннего света каждого христианина на основе книги святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «Сила Моя в немощи совершается».
Разговор шел о жизни и трудах святителя Луки (Войно-Ясенецкого), о том, к какому свету призван каждый христианин, что к этому свету может приближать, а что, наоборот, отдаляет, а также что означают слова молитвы «Свет Христов просвещает всех».
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Подарить жителям ПНИ возможность творить

Андрею 38 лет, с детства он практически ничего не видит. Один его глаз пострадал из-за травмы, а другой после неудачной операции. При этом мужчина создаёт поделки из керамики, рисует, увлекается ткацким мастерством и плетёт изделия из бисера.
Андрей – сирота. Много лет он живёт в психоневрологическом интернате, в Москве. Здесь же находится и его родной брат, у которого тяжёлая форма инвалидности. У самого Андрея с ментальным здоровьем всё в порядке, но много лет назад из обычного детского дома его решили направить именно сюда, потому что о незрячем юноше некому позаботиться.
Возможность развивать свои таланты в таких непростых обстоятельствах появилась у Андрея благодаря фонду «Адреса милосердия». Однажды про необычайно творческого жителя интерната узнала волонтёр фонда, Алла. Она сама инвалид по зрению, поэтому ей особенно захотелось поддержать Андрея. Так они подружились, и со временем молодой мужчина стал участником проекта «Открывая мир». В рамках него фонд «Адреса милосердия» проводит для людей из психоневрологических интернатов Москвы творческие занятия, экскурсии, интересные встречи и другие события.
Андрей, какие и многие подопечные фонда, будет жить в интернате всю свою жизнь. Поэтому возможность творческого самовыражения для него и всех остальных – это настоящая отдушина.
Чтобы люди с инвалидностью продолжали заниматься лепкой, живописью и другими видами творчества, необходимо обеспечить их материалами. Поддержать проект «Открывая мир» и его участников можно на сайте фонда «Адреса милосердия», в разделе «Им нужна помощь».
Также помочь можно, отправив СМС на номер 7715 со словом «Акция» и любой суммой через пробел, например, «Акция 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских гран