«Всякий могущий говорить об Истине и не говорящий о Ней будет осужден Богом» — так в своих сочинениях размышлял раннехристианский святой, один из Отцов Церкви Иустин Великий или Иустин Философ.
Мученик Иустин жил во втором веке в городе Сихем на Западном берегу реки Иордан, в исторической области Самария — сегодня это территория Палестинской автономии. Семья Иустина принадлежала к высшему и состоятельному кругу провинциальной аристократии. Юный Иустин смог получить солидное образование. С юных лет он стремился к истине, хотел познать смысл бытия. Пытаясь удовлетворить это стремление, юный Иустин занялся философией. Он изучил древнегреческих философов, в том числе труды Платона, но не удовлетворился ими. Духовные поиски привели его в город Эфес, где столетием раньше трудились апостолы, и с самого начала христианства существовала община, о которой упоминает в своём послании апостол Павел. В Эфесе Иустин принял христианство. Всю свою дальнейшую жизнь святой Иустин посвятил миссионерству. Обретя, как он писал «единственную, твердую и полезную философию» — христианскую веру и он стал истинным «любомудром». Именно так называл себя святой Иустин. Главной целью свой жизни Иустин сделал проповедь Евангелия.
Святой Иустин много путешествовал и побывал, в частности, в Александрии. Последние годы свой жизни Иустин Философ провел в Риме. В «столицу мира» он приехал, чтобы проповедовать Священное Писание. Здесь он открыл одну из первых христианских школ. Не будучи посвященным в сан, то есть, оставаясь мирянином, святой Иустин стал ярким образцом подлинного христианского учителя и миссионера. Талантливый и начитанный, мастерски владеющий словом, он привлек к себе немало учеников, из которых вскоре выделился сплоченный кружок ревнителей Христовых. Один из его учеников — Татиан — называет своего учителя «дивным Иустином, достойным великого изумления». Вокруг школы Иустина Философа объединилась в основном образованная молодежь Рима. Подобная популярность этого великого христианского проповедника и учителя не могла не вызвать протеста со стороны язычников. Главным противником святого Иустина стал философ кинической школы КресцЕнт. Впрочем, святой Иустин не считал его достойным носить наименование «философ», называя Кресцента «любителем шума», ведь он, нападая на христиан, не соизволил даже самым поверхностным образом ознакомиться с учением. Миссионерская деятельность святого Иустина вызывала недовольство многих язычников, и в итоге Иустин вместе с шестью учениками был арестован по доносу и казнен.
Святой Иустин в древнехристианской Церкви был известен не только как миссионер и учитель, но и как выдающийся писатель. Его литературная деятельность была достаточно активной. Не все его творения дошли до нас, но среди сохранившихся самым масштабным является сочинение «Разговор с Трифоном иудеем». В диалоге святой Иустин сумел четко оттенить столкновение двух религиозных мировоззрений — христианства и иудаизма. И этот литературный труд — еще один яркий пример миссионерского труда святого Иустина Философа.
Борьба с унынием. Дмитрий Косилов
![Портрет Дмитрия Косилова](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/09/Portret-Kosilov-16na9.jpeg)
Дмитрий Косилов
Жизнь в больших городах течет на огромных скоростях. Мы спешим, суетимся, делаем многое на автопилоте, не замечая как мимо проходит наше время и жизнь. Даже молитва и посещение воскресных служб в храме превращаются в привычку. Исполняются не по горению сердца, а по обязательству! Я почувствовал, как от этого мое сердце начало черстветь, а душа — погружаться в уныние!
По словам Иоанна Лествичника уныние есть расслабление души, изнеможение ума. Такие симптомы я нашел у себя! Только ко всему прочему добавились: слабость, тревога, нервозность, отсутствие радости. Хотя не было никаких видимых проблем. И не объяснимо, от чего возникло такое чувство тоски, которое поедало изнутри.
Всегда думал, что я человек социально активный, деятельный, у меня не может быть такой апатии! Казалось, меня никогда не коснётся эта проблема! Я долго и упорно пытался понять, что со мной происходит! Близкие считали, что это пройдёт, просто временная хандра, нет настроения, такой день... Ведь все хорошо! Но тоска не проходила. Становилось все хуже.
Я перестал посещать храм, оставил свое маленькое молитвенное правило. Все казалось бессмысленным. Причём самое интересное, что уныние не даёт такого удовольствия, как некоторые другие страсти, оно заставляет человека страдать!
Я понял, что если не найду выход из этого состояния, начнётся депрессия. Исправлять все придётся уже визитами к врачу и препаратами!
И я пошел в храм. Просто поговорить с батюшкой. И начал борьбу. С Божьей помощью. Я послушал наставления священника и начал читать духовную литературу.
В письмах Преподобного Варсонофия Оптинского я нашел такую цитату: «Пишет мне один мятущийся интеллигент: "Очень тяжело мне. Внешне всё обстоит благополучно: дела идут хорошо, семья дружная, жена хорошая. Но беда в том, что душу свою открыть мне некому: того, о чём я тоскую, не понимает жена, а дети ещё малы. Что мне делать? Как избавиться от тоски и скорби?" Я посоветовал ему читать Псалтирь. Там есть в 93-м псалме слова: По множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвесилиша душу мою». Возьмитесь за этот стих, — написал я ему, и принимайтесь читать Псалтирь. Псалтирь — молитва сильнейшей силы.
Я тоже решил восстановить утраченную молитву, возобновить ежедневное чтение Евангелия и Псалтыри!
Самое сложное в моей борьбе с унынием оказалось понуждение себя к молитве и избавление от лени. Но как только я с этим начал справляться, мое состояние улучшилось. Пришла скорая Божья помощь. Я уже с удовольствием ходил в храм. И пусть ритм жизни остался прежний, Господь помог мне, словно уйти на глубину, где тихо и спокойно. Где можно побыть с Богом.
Автор: Дмитрий Косилов
Все выпуски программы Частное мнение
7 февраля. О грехе ненависти
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720.jpg)
Сегодня 7 февраля. День памяти Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, жившего в четвёртом веке. Он наставлял: «Не питай ненависти, и притом без причины, к брату своему, за которого Христос умер и, будучи Богом и Владыкой, стал твоим братом».
О грехе ненависти — протоиерей Василий Гелеван.
Ненависть — это такое злодеяние, которое происходит сразу из нескольких источников. И основа всему, как всегда, гордыня. Гордость дает человеку право осуждать других. А вслед за осуждением есть непрощение. Ведь и гордость можно вылечить, и от осуждения можно отказаться. Об этом и Господь Иисус Христос учит: «Не осуждайте, не судите, да не судимы будете. Каким судом мерите, таким и вам отмерено будет». Но если человек не может простить, тогда нужно вспомнить молитву перед причащением, где сказано: «Прежде причастия, примирись с опечалившим тебя». С опечалившим тебя, а тут ты сам опечалил, ты сам ненавидишь. Причем интересно, часто тот, кого ненавидит, даже и не подозревает об этом. То есть это проблема сугубо внутренняя самого человека, который ненавидит, который осуждает и не прощает. И, пожалуй, самым убедительным аргументом к тому, чтобы отказаться от ненависти, является одна простая аналогия. Ангел, сотворенный Богом, возненавидел все вокруг и вечно ненавидит всех. Имя ему — Сатана. И когда ты ненавидишь, ты уподобляешься ему, а не Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 февраля. О личности и жизни Петра Струве
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720-1024x576.jpg)
Сегодня 7 февраля. В этот день в 1870 году родился общественный и политический деятель России Пётр Струве.
О его личности и жизни — протоиерей Артемий Владимиров.
Его биография вкратце очень типична для представителей русской интеллигенции. Когда знакомишься с ней, то думаешь: может быть, это об отце Сергии Булгакове идет речь? Тоже марксист, тоже экономист, тоже принимает участие в оппозиции в отношении государственного царского строя в России. Пишет личные записки государю Николаю Александровичу II, извещает его о том, что они на разных сторонах баррикад. Но вот революция. Вынужденная эмиграция. Годы идут, и протестное состояние у этого образованнейшего русского человека сменяется поиском глубины. Это глубина религиозного самосознания. Так что конец его творческой деятельности уже сопряжён с молитвой о возрождении, религиозном возрождении в России. Он осмысляет для себя понятие русской нации как носителей духовного начала, государственности как внешних скреп, которые помогают церкви утверждать на земле проповедь Евангелия. Говорит о личности и личностном начале, без которого человек может превратиться в животное.
Все выпуски программы Актуальная тема