Сегодня подвиг медсестры Юлии Ануфриевой сравнивают с подвигами медсестёр Великой Отечественной войны. Так же как их, Юлию ласково называли сестричкой. Так же как они, Юлия выносила людей из огня. И погибла она, как многие медсёстры, на поле боя. Выполняя свой сестринский и просто человеческий долг.
Юлия Ануфриева работала в психоневрологическом диспансере в деревне Лука Новгородской области. В четверг 12-ого заступила на круглосуточное дежурство. А в ночь на 13-ое в старом деревянном здании интерната вспыхнул пожар. В корпусе Юлия оказалась единственной дежурной санитаркой. На 60 пациентов – беспомощных, лежачих, не способных передвигаться самостоятельно. Говорят, что комната, в которой работала Юлия, располагалась рядом с выходом из здания. И спастись самой было делом одной минуты. Юлия не смогла, не захотела. Побежала спасать своих больных. Нашла источник огня в одной из палат. Попыталась потушить. Когда поняла, что ей не справиться, позвонила в соседний корпус, попросила вызвать пожарных. Сама же кинулась выносить больных. На своих руках, в темноте – электричество вырубили, по коридору, в котором от дыма нечем было дышать и под оглушающий вой пожарной сигнализации. Испуганные пациенты помочь ничем не могли. Каждого из них Юлия по одному выносила на улицу. 23 человека – это те, кого она успела спасти. Когда стала выводить 24-ого, рухнула крыша, похоронив под собой 35 инвалидов и медсестру Юлию Ануфриеву. Приехавшим пожарным спасать было уже некого.
А всего за пять часов до гибели, Юлия с помощью мобильного телефона сфотографировала себя на работе и отправила снимок домой. Подписала: «Целую. Много работы». Никто из домашних тогда и подумать не мог, что мама так попрощалась. Навсегда. Семья, в которой было четверо детей, осиротела. И вторая семья – как Юля называла своих пациентов – тоже.
Оглушённый горем сын Сергей так рассказывал о своей маме:
«Я единственное могу сказать, что её очень любили там. Даже, когда я её возил на работу, её встречали инвалиды, которые любили её. Правда. И помогали ей всегда. Плохого о ней никогда ничего не говорили. Даже в своё свободное время она ездила туда на работу. Потому что она сама с детского дома. Она знает, что это такое, когда нет никого. Как бы там, можно сказать, была вторая семья у неё».
В родном селе Юлии хотят поставить памятник. Героиня представлена к награде – ордену Мужества. На похоронах односельчане говорили, что Юля родилась не в то время. Что немногие сейчас могут решиться на такой поступок. Но вышло так, что подвиг медсестры Юлии Ануфриевой всколыхнул всю страну. И не только потому, что совершён в мирное время хрупкой маленькой женщиной. Очень точные слова о значении этого подвига нашел Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
«Иногда мы спрашиваем себя: а есть среди нас герои? А есть ли среди нас святые? Вот сегодняшний день ответил на этот вопрос — есть и святые, и герои. Эта женщина, конечно, получала совсем небольшую зарплату, она, конечно, нуждалась, у неё не было комфортного жилья, у неё не было своего автомобиля, она не имела ничего, что так вожделенно сегодня для абсолютного большинства людей, но какой же силой внутренней, какой добротой она обладала, подлинной святостью, чтобы на себе, рискуя жизнью, вытаскивать этих несчастных больных престарелых людей и погибнуть вместе с ними! Мы должны помнить эти имена. Это имена героев, имена святых. И покуда Россия не оскудела такими людьми, которые способны жизнь свою отдать за ближних, у нас есть надежда на то, что и народ наш, общество наше преобразится, и вернутся в нашу жизнь те высокие идеалы, за которые люди готовы отдать жизнь».
В данной программе использованы материалы телеканала "НТВ", а также официального сайта Московского Патриархата.
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия
Певчие из Москвы. Наталья Сазонова
Я — из молодёжи девяностых. В то время многие мои ровесники приняли Крещение . Стали ходить в храм. Кто тайно, кто открыто. Мы объединялись и сплачивались вокруг Церкви. Восстанавливались храмы. Церковь нуждалась в кадрах.
Мои друзья поступали учиться в духовные школы. По окончании становились священнослужителями, певчими, иконописцами.
Тогда я считала, что возрождение Церкви — дело молодых. И как будто не замечала в храме старшее церковное поколение. Но однажды...
Мне позвонил друг — молодой священник. Рассказал, что месяц назад получил назначение на далёкий сельский приход. Приехал, говорит, на место, а на станции встречают: главный агроном бывшего колхоза и местные бабульки — вот и вся община. Пошли первым делом храм осмотреть. От увиденного опустились руки. Здание громадных размеров, полуразрушенное . В советское время в храме был кинотеатр.
Бабульки заверили: «Соберём народ, расчистим место для службы». И расчистили. Первую службу назначили на кануне воскресного дня, в субботу вечером. К службе тщательно готовились: алтарь обустроили, иконостас поставили, купили нужные церковные книги. Осталось певчих найти.
Батюшка знал, что моя сестра училась на дирижёра церковного хора и пела в храме. Поэтому и позвонил мне с просьбой — найти певчих.
Мы нашли еще двух человека и в вчетвером отправились на тот приход. Батюшка, встретил, привез в храм. Повел показать, где будем петь. Народ с разных деревень собрался.
храм полон. Люди расступаются, пропускают, шепчутся: «Певчие из Москвы приехали. Батюшка певчих-то из Москвы привёз!» Мы невольно ощущали нашу значимость в этой службе.
Встали за загородку для хора- клирос. Там уже две бабульки стояли. Одна чтец — Вера Николаевна, лет 70. Другая, певчая баба Анна, маленькая худенькая старушка с узенькими, почти закрытыми глазами.
Места для хора мало. Мы ноты разложили. Сами встали впереди, бабе Анне встать сзади предложили. Началась служба. Пели слаженно. И вдруг, выясняется, что у нас нет нужной книги, в которой текст молитв воскресной службы. Нам по ней петь, а её батюшкины помощники забыли принести из церковной сторожки. Поздно спохватились. А Вера Николаевна как будто не заметила нашего замешательства. Прочла нужный стих по своей книге и ждёт. Дальше мы петь должны, а мы молчим...
И вдруг голос бабы Анны; поет нужный текст. Все обернулись на бабу Анну. Голова ее была приподнята вверх, глаза закрыты, голосочек тоненький. Поет наизусть. Мы потом узнали, что бабушка Анна — почти слепая.
Когда она поняла, что поёт одна, смутилась, замолчала. Мы зашептали: «Пойте, пойте». Так баба Анна пела все нужные тексты наизусть, пока книгу не принесли. Я смотрела на неё с благоговением.
Какая величина духа и веры в этой маленькой старушке. Вот она — настоящая певчая! Певчая из далёкой глубинки. Она знала наизусть всю воскресную службу. Никакой недуг, никакая немощь не стёрли из её памяти слов молитвы. Она славила воскресшего Христа в своём сердце.
Мы не раз ещё приезжали к батюшке. Пели на службе. Баба Анна была непременно в храме, на клиросе. Становилась, по-своему смирению, сзади нас. Словно ангел-хранитель...
Умерла баба Анна в субботу вечером, под воскресный день.
Мы приехали с ней проститься.
Я смотрела на неё в последний раз и думала: возрождение Церкви- не только дело молодых. Это общее дело! Ведь сохранили её для нас вот такие бабы Анны! Сохранили своей верой!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение