В юности мы нередко поддаёмся романтическим порывам. Мы уверены в том, что за любимым человеком пойдём хоть на край света, мечтаем, как отдадим ради него всё, что у нас есть. Но потом, повзрослев, многие черствеют и теряют готовность к великим жертвам. Александра, урождённая графиня Чернышёва, жена декабриста Никиты Муравьёва, была одной из тех, кто не побоялся испытаний, и действительно последовала за своим супругом на край света, в Сибирь, в ссылку.
Александра ничего не знала о тайной деятельности своего мужа, который возглавлял общество революционеров. Муравьёвы вместе с детьми проводили отпуск в загородном имении, когда пришли первые тревожные новости о восстании декабристов. В тот же день в дом Муравьёвых нагрянули жандармы, которые забрали Никиту у рыдающей, ничего не понимающей семьи. Только потом, когда его уже посадили в Петропавловскую крепость, Александра узнала, что Никита – государственный преступник. Возможно, другие женщины на её месте отступились бы от такого мужа, но Александра, беременная третьим ребёнком, бросилась вслед за Никитой в Петербург. «Я самая счастливая из женщин», - писала она мужу в тюрьму. Их переписка показывает искреннюю и чистую любовь, которая не угасла после нескольких лет брака и рождения детей. «Да, мой ангел, я виновен, - писал жене Никита в знаменитом покаянном письме. - Я виновен перед тобой, так часто просившей меня не иметь от тебя никаких секретов… Данный мною обет молчания, а прежде всего ложный стыд скрыли от моих глаз всю жестокость и беспечность того, что я сделал, связав твою судьбу с судьбой преступника». «Мой добрый друг, мой ангел, - отвечала Александра мужу. - Ты преступник! Ты виновный! Это не умещается в моей бедной голове… Ты просишь у меня прощения. Не говори со мной так, ты разрываешь мне сердце. Мне нечего тебе прощать».
Разлука тяжело действовала на супругов. В первые месяцы ареста ещё не было известно, что ждёт декабристов. Но Александра сразу поняла – она не оставит Никиту, что бы с ним ни сделали. Она продолжала отправлять ему в тюрьму нежнейшие письма, которые были призваны вселить в него мужество и развеять отчаяние. «Если б я имела возможность хоть изредка видеть тебя, ничто на свете меня бы не сломило, никакое физическое несчастье; я согласилась бы стать глухой, парализованной, лишь бы не расставаться с тобою, и всё равно была бы счастлива!..»
Скоро декабристов приговорили к ссылке в Сибирь, а их жёнам поставили жёсткое условие – если они хотят последовать за мужьями, то должны отказаться от дворянских званий и всех прав. Но женщины не только лишались доступа в высший свет. Впереди их ждали годы прозябания в глуши, им пришлось научиться самим готовить, вести хозяйство, топить печи – все то, что за дворянок всегда делали слуги. Александру это не испугало. Она подписала бумаги и при первой же возможности поехала в Читу, куда определили её мужа.
Приехавшая ради Никиты, Александра стала ангелом-хранителем для всех каторжан. Она раздавала еду, покупала лекарства, выписывала для ссыльных необходимые вещи из Москвы. Эту женщину декабристы называли своей благодетельницей. Но на первом месте у неё всегда находился муж. Самоотверженная и крепкая любовь Александры растопила многие сердца, в том числе и коменданта тюрьмы. Он даже позволил Никите покидать острог и посещать жену, которая болела всё чаще и чаще. Александра не жалела себя, растрачивая силы на помощь каторжанам, и здоровье стало её подводить. Никита с ужасом наблюдал за тем, как день ото дня его жена тает, но не мог ей ничем помочь.
После пяти лет совместной с мужем ссылки Александра скончалась у него на руках, подарив ему последнего – шестого – ребёнка. Ей исполнилось всего двадцать восемь лет. В день смерти жены у Муравьёва поседели волосы. Гибель Александры стала ударом для всех декабристов, которые не остались равнодушными к её подвигу. И вскоре по просьбе Никиты над её могилой выстроили часовню. Там установили лампаду, которая должна была служить маяком для путников, но на самом деле стала указателем верного пути для всех потерянных сердец. А сама Александра вошла в историю как пример женщины, которая прошла огонь и воду, чтобы соединиться с любимым человеком, и была ему верна до самой смерти.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер