«Как уверовал? Как возгорелся любовию Христовой?» — вопрошал в 11 веке митрополит Иларион в сочинении «Слово о законе и благодати», поражаясь превращению князя-язычника Владимира в ревностного христианина.
Многие историки и писатели выдвигали свои версии, что же послужило толчком к обращению князя Владимира — крестителя Руси.
Исторический роман Михаила Загоскина «АскОльдова могила» переносит нас во времена княжения на Руси великого князя Владимира Святославовича. Одним из героев романа является киевский князь Владимир.
Вот каким на страницах романа «Аскольдова могила» предстаёт перед нами Владимир, выезжающий на охоту со своей свитой.
ЗАГОСКИН:
Впереди ехал на вороном коне рослый муж, в самом цвете и силе лет своих. Густой локон волос, вырываясь из-под высокой меховой шапки, упадал на левое плечо его. С первого взгляда можно было догадаться, что на этом выразительном лице приветливая улыбка должна была обворожить каждого, и одно движение бровей, от которого высокое чело его покрывалось морщинами, приводит в трепет целые народы.
Но что-то не весел в последнее время был великий князь, какие-то мысли его тревожат. Перестал он советоваться с языческими жрецами — видеть их не хочет, не устраивает праздников на холме, где сам же велел поставить языческого идола — деревянного ПерУна с серебряной головой и золотыми усами.
Однажды во время охоты Владимир забрался в лесную чащу и угодил в лапы разъярённого медведя. Хорошо, что поблизости оказался молодой рыбак по имени Дулеб, киевский христианин, который спас великого князя от гибели ценой своей жизни.
Перед смертью израненный Дулеб обличает князя-язычника от лица киевских христиан. Есть у Дулеба и личная обида на князя Владимира: зачем тот завел себе множество жён и собирает в свой гарем самых красивых девушек. В числе будущих наложниц князя чуть не оказалась Любаша — невеста Дулеба...
ЗАГОСКИН:
Владимир молчал. Ему известны были доселе одни укоризны собственной его совести, и в первый раз ещё неподкупный голос истины достиг до ушей его. Оскорблённая гордость самодержавного владыки и благородные чувства души, омрачённой злодеяниями, но способной ко всему великому, волновали грудь его.
Встреча с чистым, жертвенным юношей произвела переворот в душе князя Владимира. Перед смертью Дулеб прощает князя, и Владимир впервые задумывается о силе христианской веры.
Князь Владимир велит с почестями похоронить в Киеве Дулеба. И к изумлению подданных диктует своему помощнику Светораду новый указ:
ЗАГОСКИН:
Светорад, в нашем великом Киеве есть христиане: отыщи их, пусть они справят тризну по обычаю своему над могилой этого юноши: он был их единоверец. И с этого числа я повелеваю тебе великокняжеским моим словом охранять христиан от всякого утеснения, зла и обиды. Я дозволяю им строить храмы и молиться в них по своему закону о моем здравии и благоденствии всего княжества Русского...
Талант русского писателя первой половины 19 века Михаила Николаевича Загоскина ценили такие известные литераторы, как Александр Пушкин, Вальтер Скотт, Проспер Мериме.
В романе Михаила Загоскина «Аскольдова могила» показано, каким непростым был путь киевского князя Владимира Святославовича к свету Христовой истины.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.