В гостях у Петра Алешковского была писатель, журналист Майя Кучерская.
Наша гостья поделилась своими воспоминаниями о приходе к вере, о людях, повлиявших на ее обращение к Богу, а также о том, как возрождалась церковная жизнь в 90-е годы.
П. Алешковский
— Здравствуйте, это передача «Светлый вечер». Я, Пётр Алешковский, в студии. И сегодня у меня в гостях писатель Майя Кучерская. Здравствуйте!
М. Кучерская
— Здравствуйте!
П. Алешковский
— Мы на этой передаче... вспоминаем, о чём мы с вами договаривались заранее — я всегда беседую со своими гостями и мы обсуждаем, конечно, какие-то вехи нашей беседы. И вы в литературу вошли, собственно говоря, во-первых, с христианской темой, во-вторых, с темой неофитской — вот новообращённые. И это была совершенно незнакомая, новая тема. И «Современный патерик», который вы написали, его без такой радости и веселья читать невозможно. Это замечательная книжка, которую, я знаю, и батюшки любят сегодня читать, и прихожане, и все прочие, и надеюсь, что она переиздаётся. А вот была у вас такая книга, тоже, наверное, для вас очень важная, потому что, по-моему, первая, которая называлась «Бог дождя». Она выходила в журнале «Волга», не очень была замечена, потому что журнал «Волга» в Саратове, далеко. И мы с вами тут тоже пересекаемся, потому что у меня тоже первое произведение вышло в журнале «Волга» маленьким кусочком когда-то давно, в 80-е годы. И вот там оно выходило под названием, кажется, «История одного знакомства», да?
М. Кучерская
— Точно, так и было.
П. Алешковский
— И если двумя словами рассказать книгу, то это история о любви новообращённой девушки к своему духовнику. Понятно, что любви запретной, понятно, что любви стандартной: любовь ученицы к учителю — это абсолютная классика. И давайте поговорим о том времени: как, почему, куда, к кому, и что для вас открылось. Пожалуйста.
М. Кучерская
— Спасибо. Я всё реже то время вспоминаю.
П. Алешковский
— Оно далеко.
М. Кучерская
— Его заволокли, да, какие-то облака и тучи современные.
П. Алешковский
— Ну давайте разгоним их.
М. Кучерская
— Разгоним, дунем и посмотрим туда. Вы знаете, конечно, это для меня время бесконечно светлое. Там было много и страданий, и непониманий, но...
П. Алешковский
— Но юность, в первую очередь.
М. Кучерская
— Конечно, юность — трудное время, вообще всегда трудное время. Но всё-таки это было время, когда действительно открылся параллельный мир. Понимаете? Оказалось, что есть портал — Церковь, — через который можно оказаться в совершенно другой вселенной. Я понятия не имела, что она всё это время, пока я жила, росла в Москве — сначала на Ждановской, потом на Ленинском проспекте, — существовала. Я читала про неё у Льва Николаевича Толстого, я немножко читала о ней у Достоевского, но для меня это были какие-то совершенно умозрительные картины, я была человеком неверующим. И вдруг в какой-то момент я почувствовала, что что-то есть, а потом это «что-то» обрело конкретные очертания. Конечно, когда ты оказываешься на таком огромном острове, в таком мире, бесконечно уходящем в пространство, ты испытываешь сразу много чувств. Во-первых, восторга, во-вторых, страха, в-третьих, любопытства. И я начала потихонечку этот мир, незнакомый для меня (с одной стороны — мир духовный, что о нём говорить? — это такие вещи, невыразимые; а с другой стороны — его земную проекцию — Церковь, монастыри, тогда открывавшиеся) исследовать.
П. Алешковский
— А как? Ведь наверняка был проводник. Или вы просто шли, шли и зашли?
М. Кучерская
— Было несколько проводников. Я не знаю, называть ли их по именам. Но одного из них назову — это Александр Архангельский. Потому что выяснилось, что он тоже ходит в церковь и верующий. До того я к Александру Архангельскому ходила на литературный кружок. Мы говорили только о литературе — ну когда была девочкой-школьницей. А в какой-то момент, поняв, что я теперь другая: была неверующей, стала верующей — одним из первых, если не первым человеком, с кем я этим поделилась, был Александр Николаевич. И какое же чудо произошло — он сказал: «Да-да, я тоже там бывал, в том месте, которое тебе открылось». И он дал мне... нет, впервые Евангелие я прочитала не из его рук, но он тоже мне дал какие-то, по-моему, книги, первые в моей жизни, по истории Церкви, о Православии. А главное, была возможность беседовать об этом, был собеседник, которому я первые свои вопросы, первые свои недоумения адресовала.
П. Алешковский
— Но вы до этого в церковь уже заходили или ходили? И вот мне интересно просто: как происходит открытие двери, как вы перешагиваете этот порог? Очень многие как турист, и долгое время как турист, только уже турист, скажем так, религиозный, но не как паломник.
М. Кучерская
— Да, понятно, конечно.
П. Алешковский
— Потому что для меня, например, общение с храмом, с церковью — с детства: папа — реставратор, историк и археолог. И поэтому в монастырь, в церковь я заходил — иногда ногой дверь открывал, потому что она болталась на одной щеколде — разрушена, естественно. И присутствовал при том, как обсуждалось, как будут восстанавливать вот это окошко или вот этот портал, или вот этот парус, который накренился, его надо замерить, разрушить и построить заново и так далее. И как-то постепенно, постепенно я через то, что это абсолютно знакомо, но пусто... я зашёл туда, где не пусто. А вот как у вас — я хочу послушать. Я думаю, что всем это будет интересно.
М. Кучерская
— Конечно, я заходила в церковь. Одно из таких ярких впечатлений, ещё в школьные годы: мы с подружкой моей одной работали в издательстве «Просвещение», которое тогда находилось в районе метро «Бауманская». И в обеденный перерыв она меня зазвала в Елоховский собор, тогда работавший уже, естественно, он и не закрывался, по-моему, почти никогда. Это была середина 80-х.
П. Алешковский
— Это главный собор на то время.
М. Кучерская
— Да-да. И моя подруга, в отличие от меня, была крещённой и даже вроде бы верующей. И она пришла туда, как домой: свечку поставила и к иконке подошла, постояла там... ну не к иконке, а к большой иконе Божией Матери. А мне это всё страшно не понравилось: темно, чуждо, абсолютно незнакомый и, как мне тогда показалось, крайне недоброжелательный ко мне мир. И даже дело не в этих почти уже апокрифических бабках, которых тогда, конечно, было в изобилии, а просто как-то темно, света мне не хватило. Какая-то смотрит на меня дама, перед которой ставят свечки. И я после этого долго потом в церковь не заходила, потому что запомнилось это как место чужое и мрачное. А затем, уже поняв, что я в этом мире не одна, я отправилась в церковь уже сознательно, с совершенно другим настроением и надеждой, что, может быть, я её иначе увижу. И это было уже несколько лет спустя, года два-три после той, такой не самой приятной встречи. И я попала на панихиду, я тогда не знала толком, что это, собственно, панихида. Поскольку уже этот мир невидимый для меня стал реальностью, мне страшно важной показалась встреча с одним близким и умершим человеком. И я ему послала сигнал, и он ответил. И всё, после этого...
П. Алешковский
— Вопрос был решён.
М. Кучерская
— Да, после этого я поняла, что это место встречи с теми, кого я не могу встретить. В общем, дальше всё пошло очень интенсивно, я стала в эту церковь ходить всё чаще и чаще. И она оказалась и тёплой, и живой, и вовсе у меня не было ощущения, что меня здесь не хотят и не любят — было совершенно противоположное ощущение. И опять же это совпало — тут-то и прекратились антиклерикальные и прочие статьи в «Комсомольской правде», потому что началась Перестройка, началась подготовка к 1000-летию Руси, была издана Библия. Папа мне, гордясь собой, преподнёс в подарок Библию, которую впервые в России можно было уже купить открыто. И как раз её к 1000-летию действительно издали. А папа знал... папа всегда очень снисходительно относился к моим увлечениям: ну, дочка увлеклась Церковью — хе! Конечно, он себя считал и считает атеистом. Ну, хорошо — подарю ей: любит лыжи — подарю лыжи; любит ходить в церковь — подарю Библию. Вот так это было. И параллельно у меня появились первые верующие друзья потихонечку, которые помогли мне ещё соприкоснуться с книжным миром, потому что всё-таки хоть Библию издали, но никаких других книжек о Церкви, вообще о Христианстве не было, и они издавались в самиздате. Я встретилась с теми, кто этим занимался, и стала эти книжки покупать и прочее.
П. Алешковский
— Это вы сейчас расскажите — про книжки. А вот когда вы получили Библию, одолели ли вы её целиком?
М. Кучерская
— Так это же если ты всю Библию прочтёшь, с ума сойдёшь — это же мы знали ещё из фольклорной экспедиции. Нет, конечно, я её не одолела и сейчас, но я очень многое прочла. Конечно, основные книги Ветхого Завета я прочитала именно тогда. А Евангелие уже было читано, у меня было другое Евангелие, которое мне подружка подарила — из Польши. Это было Евангелие с тоненькими восковыми страничками... не знаю, не восковыми, а как это правильно сказать? — с тоненькими, беленькими. Евангелие я читала по другому изданию. А Библия заняла своё почётное место после того, как была отчасти прочитана.
П. Алешковский
— Я к тому, что есть, конечно, книги, которые читать, по-моему, не стоит, типа «Судьи» или «Левит» — это очень специфические книги, в них не разберёшься. Но если читаешь эту книгу от начала до конца, то создаётся ощущение, что ты погружён в сверхнапряжённый, очень сложно построенный роман, по сути. Вот я помню, как мой отец, в болезни будучи, у него было время, две недели, что ли, сказал: «Роман, великий роман». И это действительно составлено так, что можно как угодно понимать отдельные части, читать кусочками, читать по закладкам, но целиком это великое совершенно построение, что-то невероятно мощное. Вот только об этом я хотел сказать.
П. Алешковский
— Напомню нашим слушателям, что это программа «Светлый вечер» с Петром Алешковским. В гостях у меня сегодня писатель Майя Кучерская. Так вот вы начали читать книжки, начали ходить в церковь и крестились, по всей видимости...
М. Кучерская
— И крестилась — точно.
П. Алешковский
— И начали исповедоваться, причащаться. И поняли ли вы, например... и стали ездить, наверное, по монастырям?
М. Кучерская
— Обязательно.
П. Алешковский
— Вот расскажите об этом, расскажите о том, как, с вашей точки зрения, церковь отличалась ли от монастыря. Что это? Вы жили, наверное, в монастырях, трудничали там?
М. Кучерская
— Да, конечно. Вот одна из книг, которую я в то время прочла с огромной жадностью просто, это была летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. И конечно, когда ты прочитываешь вот эту летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, про батюшку Серафима, про тех, кто его окружал, ты оказываешься совершенно очарован этим всем. И мы с одной моей подружкой из университета, а ныне она монахиня одного из монастырей, решили посмотреть: а что там сейчас в Дивеево находится, как там. И мы купили билеты и отправились, к недоумению тоже родителей некоторому и некоторому недовольству: куда, что? Поехали мы совершенно наугад, но мы знали, что это Арзамас и что нужно дальше автобусом. И мы приехали в Дивеево на этом рейсовом автобусе (до сих пор его помню), забитым людьми. И прекрасно помню, как один парень смотрел на меня неотрывно, и, Боже, как это было соблазнительно — ужасно красивый. И наконец мы вышли и оказались... ну где мы оказались? У руин, перед развалинами, потому что в Дивеево тогда оставались храмы, но они пустовали, и всё это было разрушено. При этом там были паломники, которых мы встретили и которые тоже пришли просто вот этим руинам поклониться. Были какие-то чудесные женщины. Была какая-то одна мне запомнившаяся женщина, которая на нас так смотрела с ласковой снисходительностью: вот девчонки приехали. И она сказала замечательную фразу, которую я на всю жизнь запомнила: «Как хорошо, что вы молодые!» А мне тогда было 18 лет и я думала, что это ж плохо, наоборот, уже пора, хочется быть постарше, ну что ты всё время маленький да маленький, всё никак не вырастишь. Я говорю: «Да почему?» — «Грехов ещё так мало». И теперь я поняла как она была права. Вот мы всё это обошли, мы встретились с ...
П. Алешковский
— А тогда купелей не было, наверное, не купались вы.
М. Кучерская
— Я не помню. Представляете? Вот у меня такая счастливая девичья память до сих пор, но мне кажется, что мы ездили на источник, ездили тогда и искупались. Но как-то так вот это мне не запомнилось. Мне запомнилось как мы посетили последнюю монахиню Дивеевского монастыря — ту, которая ещё успела там пожить в совсем юном возрасте. И она потом всю жизнь прожила в Дивеево — просто в избушке небольшой. И мы видели эту бабушку (я забыла, как её зовут), но все историки Дивеево, конечно, это знают. И опять, понимаете, это было очень важное впечатление, потому что она была просто бабушка, очень при этом хорошая и очень простая. Вокруг неё клубились эти паломники. И вот они были немножко экзальтированные, отчасти нездоровые, а она была таким оплотом душевного здоровья абсолютного. Мы там прочитали акафист, у неё хранились вещи преподобного Серафима: котелок, к которому мы все там приложились, какой-то ещё предмет, кажется сапог его, что ли, и довольно большого размера. Всё это мы посмотрели.
П. Алешковский
— На камне-то стоять — нога должна быть крепкой.
М. Кучерская
— Безусловно. Ну и вообще известно, что он был богатырь, но потом заболел и стал маленьким, сгорбленным дедушкой. И потом, буквально очень скоро, началось стремительное восстановление Дивеево. Одна из моих подружек туда поехала, погубив своё здоровье просто на восстановлении этого монастыря. И в общем, был создан монастырь, и сейчас Дивеево — я там относительно недавно была, конечно, ах: всё блестит.
П. Алешковский
— Всё не то.
М. Кучерская
— Совсем не то. С одной стороны, это мощь — это хорошо. Там ведь нашли тоже, уже на моей памяти, мощи Серафима Саровского, их тогда не было, но их случайно обнаружили.
П. Алешковский
— «Сер. Сар.» там было написано на бирке.
М. Кучерская
— В музее, если я не ошибаюсь, в Петербурге.
П. Алешковский
— Да-да, в Питере, в Музее религии и атеизма.
М. Кучерская
— Точно. И это осталось, главное осталось. Но этот камень и золото, в которые это всё заковано, конечно, вызывает смешанные чувства.
П. Алешковский
— Действительно, я же тоже говорю, что я многие монастыри помню в процессе реставрации или в процессе подхода к реставрации, процессе обмеров и так далее. И конечно, когда ты просыпаешься утром: петухи кричат, всё травой заросло, всё так хорошо, замечательно, ты молоденький, выходишь, смотришь на эти стены кирпичные, на знакомые какие-то завершения окон и прочее; ещё и порассуждаешь с кем-нибудь какая здесь колода — топором рубленная или не топором, какой здесь кованный гвоздь идёт и прочее. Всё вроде бы замечательно и правильно, но только там не было церковной жизни, в этих монастырях. Там были детские дома, дома умалишённых, тюрьмы, интернаты или просто разорение. Ну да, ты выделял себя, потому что ты приехал на это разорение или ещё ты связан с реставрацией, а все остальные сюда не ездят, потому что... и так далее. А сегодня они зажили совершенно свойственной им жизнью. И тут ревность какая-то взыгрывает во мне. Я это знаю, и в некоторые места я просто стараюсь не ездить и не смотреть. Потому что я видел, я понимаю, что так и должно быть, но я не могу ничего поделать со своими воспоминаниями юности. А некоторые вещи, как Юрьев монастырь в Новгороде, например, там замечательная община и замечательный настоятель. И да, это монастырь: приди и посмотри, поклонись и уйди — всё нормально. Того, что было, уже не будет, а было: мы жили там и работали как археологи и так далее. Поэтому я очень хорошо понимаю ваше сложное чувство и сложное ощущение. Но откуда взялась эта история с любовью молодой девушки-неофитки и монаха? Таких историй наверняка миллион. Вы просто наблюдали это, наверное, или, может быть, пережили что-то похожее. Это же, наверное, естественная совершенно вещь, то есть если всё нормально, то в этом ничего, кроме такой светлой памяти, не остаётся.
М. Кучерская
— Конечно. Вы знаете, я получила с тех пор немало писем, и до сих пор иногда получаю, всегда с благодарностью именно за эту книжку и за то, что были найдены слова — ну как всегда мы, писатели, и вы такие письма получаете...
П. Алешковский
— Да.
М. Кучерская
— Были найдены слова именно для такого рода отношений: для влюблённости духовника. Конечно, это многие пережили, и я, конечно, писала тоже во многом из собственного опыта. Это хорошо знают психологи. Они это называют словом «перенос». Но это может быть и не он, потому что когда человек приходит к другому человеку (тут действительно нет никакой мистики, ничего) и рассказывает ему о том, о чём он не рассказывает никому. Это, естественно, создаёт совершенно особый тип отношений — бесконечно доверительных. Доверие, как мы знаем, лежит в основе любви.
П. Алешковский
— Конечно, это шаг, шажок для любви. И понятно, что здесь есть, конечно, препоны и рогатки, и опасности.
М. Кучерская
— Безусловно, вы правы. Мне очень нравится такое ваше спокойное и трезвое к этому отношение. Потому что этого не надо боятся, это действительно естественно, когда ты начинаешь влюбляться в своего духовника. Лишь бы вовремя это понять, остановиться.
П. Алешковский
— Он же ещё бородатый, красавец. Совершенно по-другому одет, он чаще всего монах или священник — не важно.
М. Кучерская
— Все священники это знают прекрасно. Тут действительно нужно знать, что эта опасность существует и вовремя в себе её увидеть.
П. Алешковский
— Перевести, просто перевести на любовь не к нему, а куда-то там повыше, куда ты её и направляешь.
М. Кучерская
— Конечно, часто это действительно просто ты отождествляешь этого человека или с какими-то замечательными героями житий и начинаешь его почитать за святого, или с Самим Богом. Ну зачем? Это просто проводник, это просо твоё окошко туда, важное такое окошко, но не более того.
П. Алешковский
— Хорошо. А всё-таки вот давайте ещё про те времена — вот конец 80-х, 90-е, с одной стороны, забытые, а с другой стороны, очень важные, потому что действительно всё кипело, невероятная энергия, новые люди. Сегодня... вот вы говорите, что ваша подружка — монахиня. Здесь как-то сидела Олеся Николаева на вашем месте, она говорила, что те, с кем мы начинали, они сейчас архиепископы, епископы и облачены большими полномочиями, и много трудятся, и замеченные, неслучайные люди в Церкви. А понятно, что они были Гоша, Маша, Костя... и у них и имена другие большей частью, если, понятно, они постриг приняли. Это был обвал такой или, наоборот, взрыв вверх. Потому что я помню 70-е: казалось, что ничего невозможно, а вместе с тем, очень хотелось. И вдруг это хотение свершилось.
М. Кучерская
— Да конечно , так и было. И действительно в Церковь хлынули все, кто мог. И я не удивляюсь, мне как-то очень понятно, что именно тогда такое количество молодых людей хотело вступить с Церковью в профессиональные отношения, что называется: стать монахом или стать батюшкой. И действительно, один мой однокурсник сейчас тоже, по-моему, архимандрит. И действительно, две подружки близкие сейчас монахини. То есть это было так естественно, особенно в то время: захотеть к этому всему принадлежать лично.
П. Алешковский
— Можно я вас перебью? Пора нам спрятаться, нырнуть под эфир, как я говорю. Это передача «Светлый вечер» с Петром Алешковским. Майя Кучерская, писатель, здесь, в студии. Пожалуйста, не уходите, мы сейчас вынырнем — так нам положено.
П. Алешковский
— Дорогие радиослушатели, это программа «Светлый вечер» с Петром Алешковским. Майя Кучерская, писатель, здесь, напротив меня. Я думаю, что вы знаете её книжки: «Современный патерик», «Бог дождя» и в ЖЗЛ была книга о Константине Павловиче — неслучившемся императоре, и многие другие. И мы пытаемся путешествовать по вот таким ранним перестроечным годам, когда, собственно говоря произошло то, что ожидалось и не ожидалось, и не представлялось. И я помню тогда, скажем, в том же Новгороде, не скрою, парня, который хотел быть священником, при этом уверял, что он создаст казацкое войско, приведшего кобылу в монастырь (она стояла в стойле), и который закончил тем, что утащил просто кружку и исчез. И таких историй было миллион, потому что это всё было внове и люди просто большей частью не знали ничего: хотели, потом понимали, что им не по силам; были воришки, были... И вместе с тем, эта бетономешалка большая, она как-то вымесила всё нормально.
М. Кучерская
— Безусловно, да, кто-то приходил и кто-то потом уходил. Мне хочется ещё заметить, что важно, что это было время, когда были ещё живы вот именно не только последняя монахиня Серафимо-Дивеевского монастыря, но и разные батюшки. Очень важно, что это было время, когда ещё оставались живы, что называется, носители той, дорепрессивной традиции...
П. Алешковский
— Досоветской.
М. Кучерская
— Да, досоветской традиции. Они, может быть, и родились в самом начале 20-го века или чуть позже, но они ещё застали ту Церковь. И они все пострадали. И одно из самых ярких знакомств — это, конечно, отец Николай Гурьянов. Мы ездили к нему с моими друзьями молодыми.
П. Алешковский
— А где он служил?
М. Кучерская
— Он служил на острове Залит, неподалёку от города Псков: нужно было добраться до Пскова, потом пересечь озеро и оказаться у отца Николая. Опять же, когда мы только в первый и во второй раз к нему приезжали, это была одна история, потому что все о нём знали и слава о нём шла, как о прозорливом старце, непростом человеке — он провёл много лет в лагерях. Насколько я понимаю, он не был монахом, но он и не был женатым — белое духовенство, но не женатый.
П. Алешковский
— Целибат, да.
М. Кучерская
— И первые два раза это просто был замечательный священник на острове. К нему можно было прийти...
П. Алешковский
— По льду?
М. Кучерская
— По льду, да. По-моему, в первый раз мы шли по льду действительно, с огромными трещинами. И когда он нас встретил, первое, что сказал: «Слава Богу, что не утонули!» Действительно мы не понимали опасности — московские девчонки. Чего там: лёд, конечно, как-то потрескивает неприятно под ногами...
П. Алешковский
— Ужас! Кто понимает — ужас!
М. Кучерская
— Но действительно была оттепель, и уже приближалась весна. Словом, и запросто можно было с ним поговорить: не то чтобы он с нами какие-то долгие беседы проводил.
П. Алешковский
— Чаем поил, наверное.
М. Кучерская
— Но каждому из нас он что-то сказал важное. Он чаем не поил. Он был такой, знаете, бегающий батюшка: быстро что-то сказать и его уже нет. Потом ты только рот откроешь что-то ещё его спросить, он опять — р-р-раз, мимо тебя промчится, и опять его нет. Я к исповеди там, скажем, готовилась, думаю, что вот я ему это и это расскажу, всё, сейчас у нас будет глубокая, важная беседа. Да как бы не так — глубокая, важная беседа: быстренько на полуслове покрыл тебя епитрахилью, и всё...
П. Алешковский
— Ты только хочешь договорить, тебе уже епитрахиль на голову, и всё в порядке.
М. Кучерская
— И всё в порядке, да. Он был в каком-то смысле просто сельский священник. Но он был интеллигентным — он был учителем раньше в школе, грамотным, что называется. Но вот этих всех длинных, усложнённых предложений он не любил. Он действительно сказал мне — как тоже мне тогда показалось, что почему-то сердито, но тем не менее сказал: «Писателем будешь и журналистом. Бог благословит». И что самое смешное: я про это забыла на много лет, пока не стала писать «Патерик», во-первых, и пока меня буквально не измучили, не истерзали мысли: ну что я занимаюсь журналистикой, злобой дня — как можно заниматься злобой? Меня это ужасно мучило. И вдруг я вспомнила: это же мне всё отец Николай рассказал и добавил важную фразу: Бог благословит. И как-то я тогда успокоилась, подумала, что в этом деле много хорошего. В общем, успокоилась и до сих пор спокойно отношусь и к журналистике, и даже к своему писательству. Но вот так. А мне тогда было 18 лет, я толком не то что ни помышляла о писательстве, но даже как-то и не написала ничего особенно — может быть, полтора рассказика.
П. Алешковский
— Так с чего же тогда? Вы ему сказали, что писали?
М. Кучерская
— Ни слова, нет. Он просто вот первое: «Слава Богу, что не утонули. Давайте поблагодарим Матерь Божию». Подошли мы к иконе Богородицы, он помолился вместе с нами, благодаря Её за чудесное спасение нас: меня и двух моих подруг. И дальше он каждую из нас перекрестил, благословил. Другим подружкам он ничего такого не сказал, просто какие-то простые слова: «Бог благословит», — что-то простое. А на меня взглянул своим взглядом острым и сказал: «Писателем будешь, журналистом. Бог благословит!» — перекрестил, и всё.
П. Алешковский
— Фантастика!
М. Кучерская
— Да, и всё потом так: «Ах! Только ради этого стоило съездить». Ну вот так. Потом мы уже приезжали, ничего такого подобного я не слышала. Но главное добавлю, что опять неузнаваемо изменился остров: туда потекли паломники уже такими толпами, и отец Николай стал уже таким охраняемым старцем, что просто попасть к нему было гораздо сложнее, надо было отстоять длинную очередь. И в итоге всё, что ты мог обрести, это была действительно минута общения...
П. Алешковский
— Какой ужас, какая тяжелейшая работа вообще — и душевная, и ежедневная! И я так понимаю, проклинаемая, наверное, и понимаешь, что нужно — просто вот представить себе это, и понимаешь, что это... ну я не знаю. Это просто кандалы такие, которые человек надевает на себя — вериги.
М. Кучерская
— В смысле, если старец?
П. Алешковский
— Да, старец, конечно. Вот представляете, сколько внутренней энергии идёт на каждого человека? И я думаю, что люди-то ведь всё разные очень, и многие с абсолютно отрицательным зарядом, что называется, и все стараются выложить. Я не понимаю, как это вообще можно осилить, честно говоря.
М. Кучерская
— Ну да, может быть.
П. Алешковский
— Поэтому многие разговоры о том, что старец де такой плохой — он на меня не обратил внимания. Во-первых, есть старцы и есть старцы — мы понимаем. И вообще это крайний случай, по-моему. А люди ведь многие просто идут как в зоопарк. И поэтому работы очень много, он становится охраняем. Я понимаю, что когда девочки по льду бежали, они искали чего-то фантастического. И нашли.
М. Кучерская
— Да, искали фантастического, вы правы. И ведь он нас встретил ещё словами: «Ну зачем вы приехали?» И он всегда это говорил: «Зачем вы приехали?» То есть как бы недоумевая: чего вы хотите-то услышать, увидеть? И вы правы, что на самом деле, вообще-то, не важно: старец, не старец; прозорливый, не прозорливый. Само то обстоятельство, что человек, очень пожилой, стоит и бесконечно благословляет этот поток человеческий, этих людей, очень разных: среди них больные, среди них сумасшедшие, среди них мерзавцы, среди них праведники — кого только нет, но страждущих и таких часто нездоровых огромное количество всегда. И вот он просто стоит и их благословляет, говорит им слово, говорит им два. Это требует таких не только физических, но и душевных сил, это требует такой любви. Я, конечно, счастлива, что пригубила вот этого общения. Это действительно одно из главных воспоминаний в жизни — встреча с отцом Николаем.
П. Алешковский
— Хорошо. А кого вы хотели вспомнить ещё? Просто из людей на дороге, что называется, может быть, не обязательно священников, может быть, своих друзей. Я пытаюсь добиться какого-то рассказа о времени, я пытаюсь, чтобы вы передали то, что важно было для вас. Поскольку вы сейчас вышли на степень откровения, которую слышат все сразу. И это очень нужно людям.
М. Кучерская
— Понимаете, как мы тогда учились? Вот мы поступили в университет, это был 1987-88 год — первый курс. Действительно выяснилось, что сразу несколько человек как-то поверили в Бога одновременно. И мы стали держаться вместе. И одним из очень тогда известных батюшек молодых был отец Артемий Владимиров. И я сейчас вспоминаю об этом с таким изумлением, что вчерашние пионеры и комсомольцы забивали этот храм на улице Неждановой просто до предела и всю ночь стояли, чтобы дождаться исповеди отца Артемия, и он всю ночь исповедовал.
П. Алешковский
— Это программа «Светлый вечер» с Петром Алешковским. В гостях у меня писатель, которую я не хочу называть журналистом, хоть вам и было предречено это, Майя Кучерская. Да, мы в храм на Неждановой ходили, когда там ещё Питирим служил. И я помню, что у меня были сложные отношения к этому человеку. Я потом общался с ним позднее. Но какой же он был литургист, как же это было красиво! Там я увидел красоту службы, настоящую такую. Можете назвать это театром, а можете назвать это радостью. Вот я это воспринимал как совершенную радость: и пасхальное переодевание священнослужителя несколько раз — это всё было сделано с каким-то таким почтением, значением. И когда потом я приходил к отцу Александру Меню, например, который читал, просто тарабарил: бу-бу-бу... И все спрашивали: «Батюшка, почему?» Он говорил: «Надо читать дома каждый день». Вы хотели сказать — давайте. Я видел эту толпу, которая стояла за мной, и я понимал, что вот он такой. И они разные. Пожалуйста!
М. Кучерская
— Я добавлю, что ещё ведь это было время, когда вдруг стала возможна встреча, скажем, с митрополитом Антонием (Блумом) или с епископом Василием (Родзянко). И это, правда, удивительно. Это сейчас нам знакомо по явлению развиртуализации, когда ты читаешь книжки в слепом этом ксероксе какого-то Антония (Блума). Они тебе очень нравятся, ты понимаешь, что это великий проповедник. И вдруг он приезжает в Москву. И вы знаете, меня поразило даже не только та встреча, которая была устроена, — огромное количество народа собралось и отец Антоний проповедовал и общался с нами, отвечал на вопросы, — меня как раз поразила служба, потому что он служил в храме святителя Николая в Хамовниках. И вдруг всё поразило: во-первых, невероятная простота — это всё-таки митрополит, мы привыкли к другому облику митрополитов тогда. А во-вторых, я впервые услышала, что человек во время службы разговаривает с Богом. Я про это читала в Библии: «дыхание Божие в ноздрях его». И вдруг вот владыка разговаривает с Богом, и я при этом присутствую. Что я тут делаю вообще, да? Ощущение таинства было, настоящего таинства от этой Литургии.
П. Алешковский
— Как разговаривал с Богом?
М. Кучерская
— Все слова службы, которые он произносил, он адресовал туда, на Небо, это ужасно чувствовалось. Я не могу передать и объяснить, что это было. Во-первых, он их очень чётко произносил: «Сие есть Тело Твое», — и это «Твое» было не какое-то абстрактное, это был живой Бог, с Которым митрополит Антоний общался. Это потрясало, я простояла эту службу не шелохнувшись: всегда же о чём-нибудь другом подумаешь, что-то зачешется, нога заболит, сесть захочется — ну мало ли чего. А тут вот на этой службе я побывала там где-то, где-то там, потому что при мне был живой человек, который говорил с живым Богом, для которого Бог был абсолютно жив, был абсолютно настоящим, реальным собеседником. Такой реальности разговора с Богом я никогда больше и нигде не встречала. Это действительно не было такого — это во-первых. Во-вторых, тоже деталь, мелкая, но важная: перед чтимой в этом храме иконой Богородицы всегда в конце службы совершается или акафист или небольшой молебен — ну совершается и совершается. А владыка Антоний пал на колени, и я думаю, он был первым владыкой, который упал во время службы на колени, и все там — там чины другие были церковные — так, покряхтывая, вслед за ним стали тоже падать на колени, потому что как-то неприлично — если начальство падает. И потом была встреча действительно...
П. Алешковский
— А он ведь не начальственный был человек.
М. Кучерская
— Он вообще был скромен.
П. Алешковский
— Он был абсолютно не начальственный человек.
М. Кучерская
— Он был скромен. Я сейчас ещё одну добавлю вещь про него.
П. Алешковский
— Да, конечно.
М. Кучерская
— И потом была действительно эта встреча, где он замечательно общался с нами — со всеми, кто туда набежал, тогдашними неофитами, в основном. И затем все к нему подходили, он всех благословлял. И ещё одно впечатление, вот примерно такое же, как от службы: когда он тебя благословляет, смотрит на тебя. Вот он смотрит на тебя, и понимаешь ты, что в эту минуту он видит тебя, он тебя как-то чувствует. Это буквально мгновение. Я связывала это с тем, что он с Богом разговаривал, вот так же он и с людьми. Хотя он ни слова не говорит при этом — так же он и с людьми общался. Вот какие-то два связанных опыта. Вот такой митрополит Антоний — поразительно! Потом, отец Василий (Родзянко) — та же история. Он приехал на Пасху в Донской монастырь. Тогда там служили только в маленьком храме, и тогда не было монастыря никакого. Тоже заграничный епископ, и впервые я увидела вот такого епископа, который после пасхальной службы вышел, все, понятное дело, ему дорогу уступают — обычно по такой дорожке идёт епископ, идёт, и всё величаво, недоступно. А этот к каждому подходит, каждого благословляет, вдруг из кармашка конфетку достал одну, конфетку достал другую — детям даёт. То есть это вообще... Потом я это встретила в Америке и поняла, что там так, там по-другому, там другой облик у церковной православной иерархии. Но тогда это было такое потрясение: епископ, который раздаёт конфетки во дворе — так по-домашнему и так вместе с тем по-пасхальному. Это поразительно, это потрясающе действительно, я счастлива, что мы их застали — вот их застали.
П. Алешковский
— Но мы же не только их застали, вообще много застали людей, которых сегодня мне лично очень не хватает. И отсюда желание беседовать с людьми и вспоминать. А во-вторых, мы часто очень проходили мимо этих людей и не замечали их. И очень многих мы не опросили, не поговорили. И вот это, увы, невосполнимая утрата совершенно. Но давайте ещё кого-нибудь вспомните такого важного — у нас есть минут пять.
М. Кучерская
— Конечно отец Александр Мень — это вот из встреч. Он тогда разумеется тоже стал в центре всеобщего внимания, потому что один из самых ярких и проповедников, и просветителей. И он приходил в 67-ю школу, в которой я тогда уже не училась, но на его выступление пришла.
П. Алешковский
— Ну там были преподаватели, с ним связанные, дети, да.
М. Кучерская
— Там были учителя, которые его пригласили. И это было замечательное выступление, прекрасное. Но я тогда была охвачена каким-то ортодоксальным высокомерием. И мне страшно жалко, потому что второй раз я уже увидела его на отпевании. И его значение, и его величие, и тоже скромность бесконечную я узнавала уже потом.
П. Алешковский
— Он, знаете, был скромный, скромный, но мог нацепить шляпу — он любил в шляпе ходить, — белую рясу, выйти вот так и сказать: «Ну что, я разве не красавец?» И это была такая радость, понимаете? — видеть, что батюшка в хорошем настроении. А по сути казалось, что он всё время в хорошем настроении. Потом, приглядываясь, ты понимал, что он устал, что ему несут морковный сок отдельно с яблоком бабушки, которые за ним ходили, слава Богу. Потом его сажают в какой-то рыдван — в машину, которая его возит, и он уезжает дальше. И бесконечно... Но вот тоже так же выходит, служит. И вдруг смотрит на тебя, а потом все говорят: «На меня смотрел». Понимаете, это очень важно для приходской жизни, и вообще очень важно, когда ты ощущаешь, что есть вольтова дуга, есть прямой контакт. Ну что ж, большое спасибо. Сегодня у нас на передаче была Майя Кучерская — писатель, журналист, что было предсказано, как мы выяснили, одним прозорливым священником. Так есть.
М. Кучерская
— Пётр Маркович, огромное спасибо за то, что вы меня в эти воспоминания погрузили. Вспоминать, действительно, это так сладко и так светло, и так приятно. Спасибо вам!
П. Алешковский
— Ура!
Псалом 16. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Во все времена и во всех обществах встречались люди, которых можно было бы назвать праведниками, потому что они отличались от своих современников особенным вниманием к нравственной жизни. Естественно, подобные люди особенно остро переживали несовершенство общественной жизни и в своих молитвах взывали к Богу о торжестве справедливости. Но что же в первую очередь отличает праведников от грешников? Ответ на этот вопрос звучит в 16-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 16.
Молитва Давида.
1 Услышь, Господи, правду мою, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.
2 От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту.
3 Ты испытал сердце моё, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашёл; от мыслей моих не отступают уста мои.
4 В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя.
5 Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.
6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твоё ко мне, услышь слова мои.
7 Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих на Тебя от противящихся деснице Твоей.
8 Храни меня, как зеницу Ока; в тени крыл Твоих укрой меня
9 от лица нечестивых, нападающих на меня, — от врагов души моей, окружающих меня:
10 они заключились в туке своём, надменно говорят устами своими.
11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю;
12 они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных.
13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,
14 от людей — рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим.
15 А я в правде буду взирать на лицо Твоё; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.
Как-то прогуливаясь по улицам своего родного города, я увидел на одном из домов схематичный рисунок весов и надпись «Бог всё видит и всё учитывает». Несмотря на всю свою простоту подпись под рисунком показалась мне чрезвычайно интересной, потому что на самом деле её можно интерпретировать двояко: и как надежду на грядущий суд и наказание тем, кто сегодня живёт безнаказанно, не обращая внимания на заповеди, и как надежду на милость Того, Кто видит сердце каждого человека и каждому воздаст по его сердцу. То есть первое понимание может исходить из суда человеческого и быть предостережением, но в то же время в подлинном смысле мы не можем быть источником справедливости, потому что не видим тайных мыслей человека, не видим его надежд, его трудов, его борьбы... Все эти вещи видит только Бог. Только Он видит, растёт ли человек внутренне, относительно тех условий, в которых он родился и был воспитан... И в этом смысле насколько только Бог всё видит, настолько только Он по-настоящему и может всё учесть.
Прозвучавший сейчас 16-й псалом — это горячая молитва Давида к Богу о том, чтобы Он увидел его праведность и защитил его от несправедливости гонителей. Для нашей современной традиции нехарактерно такое подчёркивание своих достоинств, но псалмопевец и не приписывает всего этого себе. Он старается идти путями Господними, но при этом просит утвердить его стопы и быть рядом, буквально хранить его как зеницу ока. В свою очередь, изображая грешников, Давид подчёркивает хищнический характер их поведения, но самое главное — называет их «людьми мира, удел которых в этой жизни». Еврейское слово, переведённое здесь как «мир», означает жизнь или век, то есть это люди «века сего», действительно ценящие только эту жизнь, получающие её как свою часть, не стремящиеся получить ничего другого, воспитывающие так детей и внуков. Это уникальная по своей простоте и глубине характеристика греховной жизни, ведь главное в грехе не конкретные формы, но обращённость к этому миру как к главной и единственной ценности. При такой внутренней позиции все формы греха оказываются возможными, потому что в сердце такого человека нет главного — стремления к Богу. И, напротив, основу праведности псалмопевец видит в том, что он живёт в присутствии Господа и насыщается не образами мира сего, но образом Божиим.
Псалом 16. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 16. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 16. На струнах Псалтири
Молитва Давида
1 Услышь, Господи, правду (мою),
внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.
2 От Твоего лица суд мне да изыдет;
да воззрят очи Твои на правоту.
3 Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью,
искусил меня и ничего не нашел;
от мыслей моих не отступают уста мои.
4 В делах человеческих, по слову уст Твоих,
я охранял себя от путей притеснителя.
5 Утверди шаги мои на путях Твоих,
да не колеблются стопы мои.
6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже;
приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои.
7 Яви дивную милость Твою,
Спаситель уповающих (на Тебя)
от противящихся деснице Твоей.
8 Храни меня, как зеницу ока;
в тени крыл Твоих укрой меня
9 от лица нечестивых, нападающих на меня, —
от врагов души моей, окружающих меня.
10 Они заключились в туке своем;
надменно говорят устами своими.
11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас;
они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю.
12 Они подобны льву, жаждущему добычи,
подобны скимну, сидящему в местах скрытных.
13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их.
Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,
14 от людей — рукою Твоею, Господи,
от людей мира, которых удел в этой жизни,
которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих;
сыновья их сыты,
и оставят остаток детям своим.
15 А я в правде буду взирать на лице Твое;
пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.
29 июня. О любви Бога
В 5-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
О любви Бога — священник Стахий Колотвин.
Господь любит нас, не похожих на Себя. Конечно, мы сотворены по Его образу и подобию, однако если образ у нас сохраняется, то подобия может не хватать.
Вот когда мы смотрим на своих детей и на них раздражаемся, то, с одной стороны, мы как раз раздражаемся чему? Мы их любим, потому что они похожи на нас: черты лица — наши собственные, нашего любимого супруга — проявляются. Но тем не менее, когда дурное поведение вызывает отторжение, думаем: «Почему ты перестаёшь быть похожим на меня?» Однако порой мы видим и в своих детях свои отрицательные черты. И это повод задуматься о покаянии.
И когда мы оглядываемся на Господа, то мы видим, что Бог нас сотворил, но ни одной отрицательной черты при этом мы от Него не получили, только благое. Более того, Господь, чтобы преодолеть наши недостатки, не ждёт жертвы от нас, а Сам Собой жертвует. Жертвует Своим возлюбленным Сыном, проливает Свою кровь за нас на кресте.
Поэтому точно так же, принимая вот эту любовь Божию, мы её ценим, мы причащаемся Святых Христовых Тайн, укрепляемся в таинствах Церкви, а потом оборачиваемся к своим несовершенным близким. И тоже не ждём, чтобы ради примирения, ради того, чтобы показать свою любовь к ним, чтобы они только исправились, чтобы они пошли на жертвы, но сами жертвуем собой.
И тогда Господь укрепит нашу любовь, восстановит мир, укрепит дружбу и оградит нас от разногласий.
Все выпуски программы Актуальная тема