Есть такая пословица: «невольник — не богомольник». Ее принято вспоминать, когда речь идет о том, что любая «обязаловка» несовместима с христианской верой — ни в школе нельзя преподавать Православие насильно, ни в жизни нельзя к вере принудить и заставлять человека ходить в Церковь.
Но часто критики упрекают: дескать, вы, православные, для проформы так говорите, а на самом деле считаете, что веру нужно агрессивно навязывать. На этом можно ответить вот что. Мы не можем считать, что веру нужно навязывать, уже хотя бы потому, что в Библии — в нашей главной книге — есть история о том, как Бог никому ничего не навязывает. Это — история Благовещения Пресвятой Богородицы.
Мы привыкли к этому сюжету, тысячи раз он становился темой полотен и литературных произведений. Он как будто покрыт музейной пылью. Но если пыль сдуть и посмотреть на него вблизи как на историю обычного, как мы с вами, человека — юной девушки Марии, мы увидим небывалое по напряженности событие. К ней, глубоко верующей благочестивой иудейке, является архангел Гавриил и провозглашает, что она, Непорочная Дева, родит Сына от самого Бога. Трудно представить, но вообразите, что бы испытали в такой ситуации лично Вы?
Для Девы Марии, должно быть, нет сомнений, что с ней говорит Божий посланник и все услышанное — от Бога. И все же Мария в смятении. Что значило в иудейском обществе того времени родить ребенка не от мужа? Вполне возможно, быть побитой камнями как прелюбодейка. Да и кто вокруг поверит, что ее ребенок — Сын Божий, тот самый Мессия, которого ждет весь ее народ. Мария задает ангелу тревожный вопрос: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел объясняет: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». Тут снова стоит остановиться и вдуматься: что могла почувствовать юная девушка, услышав такое… Как это понять?! Как это принять?! Как это вместить?! Что теперь делать?!
И вот тут звучат слова принципиально важные слова — Дева Мария смиренно соглашается: «Cе, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
Могла бы Дева Мария, грубо говоря, отказаться? Наверное, могла. Мог бы Бог исполнить свой замысле насильственно — грубо говоря, не спрашивая согласия Марии? Мог бы — для Него нет ничего невозможного. Но Бог этого не делает. И это имеет колоссальное значение: Он сотворил человека свободным и теперь всегда и во всем ждет от человека только его доброй воли, только его личного желания. Бог не может спасти человека против воли самого человека. От нас нужен хотя бы шаг навстречу Богу. В раю Адам и Ева, сотворенные свободными людьми, добровольно от Бога отворачиваются: выбирают зло — нарушают заповедь и вкушают плод с древа познания, и Господь изгоняет первых людей из Эдема. Так начинается история нашего мира, который отныне — после грехопадения — считается падшим. Несколько тысячелетий спустя юная девушка Мария — точно так же добровольно и свободно — выбирает добро, Бога и смирение перед Ним. И начинается новая история падшего мира — история его исправления через приход Богочеловека Иисуса Христа.
Ключевые слова здесь — добровольно и свободно. Праздник Благовещения в этом смысле раскрывает, на чем строятся в христианстве отношения человека и Бога. А именно, какого образа мыслей и поступков Бог от человека ждет.. В этом смысле точно звучит пословица «невольник — не богомольник». Смирение перед Богом не может быть ничем иным, кроме как актом свободного выбора.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов