
1 Кор., 157 зач., XIV, 26-40.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Приходя в Церковь, люди нередко сталкиваются с неожиданными ограничениями, которые их смущают, а иногда даже возмущают. Кажется, что в Церкви всё должно быть по любви, а любовь не должна ограничивать... Но так ли это на самом деле и есть ли смысл у церковных ограничений? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 14-й главы Первого послания апостола Павла ко Коринфянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 14.
26 Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, все сие да будет к назиданию.
27 Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.
28 Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.
29 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.
30 Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.
31 Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.
32 И духи пророческие послушны пророкам,
33 потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.
34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.
35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.
36 Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?
37 Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что́ я пишу вам, ибо это заповеди Господни.
38 А кто не разумеет, пусть не разумеет.
39 Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками;
40 только всё должно быть благопристойно и чинно.
Помню, как много лет назад в Страстную Субботу после освящения куличей, одна женщина сказала мне, что возмущена тем, как я оказал ей услугу. Я был смущён такой формулировкой, но решил уточнить, что именно не так. Оказалось, всё дело в том, что я недостаточно улыбался... Конечно, я извинился, но со своей стороны объяснил ей, что в храме мы не оказываем услуг, не воспринимаем приходящих людей как клиентов. Мы братья и сёстры и призваны служить друг другу каждый тем даром, который получили от Бога. Кроме того, Страстная Суббота, время, когда Христос лежит во гробе, мягко говоря, не самое подходящее для веселья.
Впрочем, у каждого из нас в данном случае была своя правда. Людям, которые служат в церкви, действительно важно быть приветливыми, потому что в современных обстоятельствах такая элементарная вещь, как улыбка, может иметь миссионерское значение. Но и приходящие должны понимать, что у церковных правил зачастую есть серьёзные основания. Почему зачастую? Да потому что гарантировать появление ничем не обоснованных правил в отдельно взятых местах никак нельзя, но обычно у правил есть вполне понятные объяснения. Просто для того, чтобы их понять, надо войти в логику церковной жизни, увидеть её изнутри.
Например, среди правил есть те, которые связаны с соблюдением заповедей. Они наиболее очевидны и понятны, но самое главное не зависят от времени, страны и её культуры. Скажем, мы не называем святых и тем более их изображения богами. И когда кто-нибудь в храме спрашивает, какому Богу поставить свечу, нам приходится говорить, что Бог один и нет никакого иного бога, кроме Него.
Кроме того, есть правила, которые связаны с целями христианской жизни. Так всё в храме должно служить назиданию людей и ничто не должно этому мешать, как и пишет об этом апостол Павел. Читающие и поющие должны понимать, что от того, как они это делают, будет зависеть поучаются ли слушающие и получают ли утешение.
Наконец, есть правила временнЫе, которые обусловлены особенностями конкретной эпохи и культуры. Например, апостол Павел повелевает коринфским христианкам молчать в храме, ссылаясь на то, что женщинам неприлично участвовать в публичных разговорах. При этом в его же время были проповедницы, которые прославлены Церковью в чине равноапостольных. Более того, общественные нравы довольно быстро изменились — и женщины стали помогать при храмах, в том числе в качестве певчих, катехизаторов, занимались делами милосердия.
Что же должно объединять все церковные правила? Они должны быть целесообразны и целью должно быть спасение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Первые шаги в Церкви». Игумен Филарет (Пряшников)
В этом выпуске курьезные, забавные, но неизменно светлые истории, связанные с началом воцерковления и первыми шагами в Церкви, рассказывали ведущие Радио ВЕРА Алексей Пичугин, Константин Мацан и Анна Леонтьева, а также наш гость — настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников).
Все выпуски программы Светлые истории
- «Первые шаги в Церкви». Игумен Филарет (Пряшников)
- «Светлые истории: пасхальные»
- «Бог помогает нести крест»
При поддержке VK
Псалом 42. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В эти дни церковного года мы празднуем Светлое Христово Воскресение — Пасху. Печаль Великого поста сменилась пасхальной радостью, но, несмотря на это, наша жизнь осталась прежней, и мы все также не можем не переживать из-за происходящего вокруг нас. С одной стороны — возвещаемая Церковью Победа Спасителя над смертью, с другой — вокруг нас всё та же смерть во всем многообразии её проявлений, более того, она не только вокруг, она и внутри нас, и невозможно её не чувствовать. Что с этим делать? Как церковное ликование о Христе Воскресшем сделать нашим внутренним достоянием? Удивительно, но ответом нам будет ветхозаветный поэтический текст, а именно — звучащий сегодня в православных храмах во время богослужения 42-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 42.
1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня,
2 ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.
4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!
5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду ещё славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
Только что нами услышанный псалом разделён на две части: в первой из них псалмопевец говорит о несправедливости мира и о том, что Бог покинул праведника, позволив врагам одолеть его. У слов автора этого псалма Давида были весомые основания так говорить, ведь он неоднократно оказывался в крайне непростых ситуациях, иногда ему казалось, что выхода нет, и он вот-вот погибнет. Очевидно, что 42-й псалом был им составлен в один из таких моментов жизни. Вместе с этим у псалма есть и другое значение — духовное, и здесь под оскорблением от врагов стоит понимать те раны, которые нам неустанно наносит «князь мира сего» (см. Ин. 14:30), то есть диавол. Он пытается уничтожить нашу духовную радость, в том числе и пасхальную, он с неизбежностью будет пытаться сделать так, чтобы радость померкла под натиском тех проблем, которые нам кажутся неразрешимыми, или же под натиском греховных искушений, которым мы зачастую оказываемся неспособны сопротивляться.
Об этом сказано в первой части псалма, вторая же часть открывает нам секрет борьбы с оскорбляющим нас врагом рода человеческого, и начинается эта часть с воззвания Давида к Богу: «Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои» (Пс. 42:3). Если вспомнить, что Давид имел в виду в первую очередь борьбу со своими физическими врагами, то получается нечто удивительное: он не просит от Бога помощи в одолении врагов, не просит верных союзников и крепкое оружие, он не просит ничего из того, что может пригодиться на брани, Давид совершенно неожиданно молится о свете и истине. Из Нового Завета мы знаем, что Свет и Истина — это одни из имён Второго Лица Святой Троицы Господа нашего Иисуса Христа, об этом, толкуя 42-й псалом, напоминал, к примеру, святитель Кирилл Александрийский: «Движимый пророческим духом и чрез него предведая будущее, блаженный Псалмопевец помышлял, что род человеческий не иначе может быть спасён, как чрез одно только явление Сына Божия, имеющего силу всё легко преобразовывать по Своему желанию».
Действительно, Сын Божий — Спаситель мира — может всё преобразовать по Своему желанию. Он без всякого физического оружия может одолеть врагов Давида, Давид об этом знал, и его упование не было посрамлено — Господь помог ему, и царь не погиб. Может Сын Божий преобразовать и нашу печаль в ликующее пасхальное торжество. Надо лишь обратиться к Нему с искренней сердечной молитвой, и мир — вокруг и вовне — станет совсем иным, он станет пасхальным!
Псалом 42. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 42. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 42. На струнах Псалтири
Молитва о защите
1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня.
2 Ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.
4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!
5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.