Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

* Поделиться

1 Кор., 157 зач., XIV, 26-40.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Приходя в Церковь, люди нередко сталкиваются с неожиданными ограничениями, которые их смущают, а иногда даже возмущают. Кажется, что в Церкви всё должно быть по любви, а любовь не должна ограничивать... Но так ли это на самом деле и есть ли смысл у церковных ограничений? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 14-й главы Первого послания апостола Павла ко Коринфянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 14.

26 Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, все сие да будет к назиданию.

27 Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.

28 Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.

29 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.

30 Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.

31 Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.

32 И духи пророческие послушны пророкам,

33 потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.

34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.

35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.

36 Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?

37 Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что́ я пишу вам, ибо это заповеди Господни.

38 А кто не разумеет, пусть не разумеет.

39 Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками;

40 только всё должно быть благопристойно и чинно.

Помню, как много лет назад в Страстную Субботу после освящения куличей, одна женщина сказала мне, что возмущена тем, как я оказал ей услугу. Я был смущён такой формулировкой, но решил уточнить, что именно не так. Оказалось, всё дело в том, что я недостаточно улыбался... Конечно, я извинился, но со своей стороны объяснил ей, что в храме мы не оказываем услуг, не воспринимаем приходящих людей как клиентов. Мы братья и сёстры и призваны служить друг другу каждый тем даром, который получили от Бога. Кроме того, Страстная Суббота, время, когда Христос лежит во гробе, мягко говоря, не самое подходящее для веселья.

Впрочем, у каждого из нас в данном случае была своя правда. Людям, которые служат в церкви, действительно важно быть приветливыми, потому что в современных обстоятельствах такая элементарная вещь, как улыбка, может иметь миссионерское значение. Но и приходящие должны понимать, что у церковных правил зачастую есть серьёзные основания. Почему зачастую? Да потому что гарантировать появление ничем не обоснованных правил в отдельно взятых местах никак нельзя, но обычно у правил есть вполне понятные объяснения. Просто для того, чтобы их понять, надо войти в логику церковной жизни, увидеть её изнутри.

Например, среди правил есть те, которые связаны с соблюдением заповедей. Они наиболее очевидны и понятны, но самое главное не зависят от времени, страны и её культуры. Скажем, мы не называем святых и тем более их изображения богами. И когда кто-нибудь в храме спрашивает, какому Богу поставить свечу, нам приходится говорить, что Бог один и нет никакого иного бога, кроме Него.

Кроме того, есть правила, которые связаны с целями христианской жизни. Так всё в храме должно служить назиданию людей и ничто не должно этому мешать, как и пишет об этом апостол Павел. Читающие и поющие должны понимать, что от того, как они это делают, будет зависеть поучаются ли слушающие и получают ли утешение.

Наконец, есть правила временнЫе, которые обусловлены особенностями конкретной эпохи и культуры. Например, апостол Павел повелевает коринфским христианкам молчать в храме, ссылаясь на то, что женщинам неприлично участвовать в публичных разговорах. При этом в его же время были проповедницы, которые прославлены Церковью в чине равноапостольных. Более того, общественные нравы довольно быстро изменились — и женщины стали помогать при храмах, в том числе в качестве певчих, катехизаторов, занимались делами милосердия.

Что же должно объединять все церковные правила? Они должны быть целесообразны и целью должно быть спасение.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем