1 Кор., 157 зач., XIV, 26-40.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Приходя в Церковь, люди нередко сталкиваются с неожиданными ограничениями, которые их смущают, а иногда даже возмущают. Кажется, что в Церкви всё должно быть по любви, а любовь не должна ограничивать... Но так ли это на самом деле и есть ли смысл у церковных ограничений? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 14-й главы Первого послания апостола Павла ко Коринфянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 14.
26 Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, все сие да будет к назиданию.
27 Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.
28 Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.
29 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.
30 Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.
31 Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.
32 И духи пророческие послушны пророкам,
33 потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.
34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.
35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.
36 Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?
37 Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что́ я пишу вам, ибо это заповеди Господни.
38 А кто не разумеет, пусть не разумеет.
39 Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками;
40 только всё должно быть благопристойно и чинно.
Помню, как много лет назад в Страстную Субботу после освящения куличей, одна женщина сказала мне, что возмущена тем, как я оказал ей услугу. Я был смущён такой формулировкой, но решил уточнить, что именно не так. Оказалось, всё дело в том, что я недостаточно улыбался... Конечно, я извинился, но со своей стороны объяснил ей, что в храме мы не оказываем услуг, не воспринимаем приходящих людей как клиентов. Мы братья и сёстры и призваны служить друг другу каждый тем даром, который получили от Бога. Кроме того, Страстная Суббота, время, когда Христос лежит во гробе, мягко говоря, не самое подходящее для веселья.
Впрочем, у каждого из нас в данном случае была своя правда. Людям, которые служат в церкви, действительно важно быть приветливыми, потому что в современных обстоятельствах такая элементарная вещь, как улыбка, может иметь миссионерское значение. Но и приходящие должны понимать, что у церковных правил зачастую есть серьёзные основания. Почему зачастую? Да потому что гарантировать появление ничем не обоснованных правил в отдельно взятых местах никак нельзя, но обычно у правил есть вполне понятные объяснения. Просто для того, чтобы их понять, надо войти в логику церковной жизни, увидеть её изнутри.
Например, среди правил есть те, которые связаны с соблюдением заповедей. Они наиболее очевидны и понятны, но самое главное не зависят от времени, страны и её культуры. Скажем, мы не называем святых и тем более их изображения богами. И когда кто-нибудь в храме спрашивает, какому Богу поставить свечу, нам приходится говорить, что Бог один и нет никакого иного бога, кроме Него.
Кроме того, есть правила, которые связаны с целями христианской жизни. Так всё в храме должно служить назиданию людей и ничто не должно этому мешать, как и пишет об этом апостол Павел. Читающие и поющие должны понимать, что от того, как они это делают, будет зависеть поучаются ли слушающие и получают ли утешение.
Наконец, есть правила временнЫе, которые обусловлены особенностями конкретной эпохи и культуры. Например, апостол Павел повелевает коринфским христианкам молчать в храме, ссылаясь на то, что женщинам неприлично участвовать в публичных разговорах. При этом в его же время были проповедницы, которые прославлены Церковью в чине равноапостольных. Более того, общественные нравы довольно быстро изменились — и женщины стали помогать при храмах, в том числе в качестве певчих, катехизаторов, занимались делами милосердия.
Что же должно объединять все церковные правила? Они должны быть целесообразны и целью должно быть спасение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Аркадий Пластов. «Рим. Аппиева дорога»
— Дядя Андрей, ты же говорил, что мы пойдём в Ульяновский художественный музей. А привел меня в тот, что посвящён художнику Аркадию Пластову.
— Это филиал художественного, Паша. Очень важная, значительная его часть. В отдельном здании творческое наследие Аркадия Александровича Пластова разместили не так давно, в 2010 году.
— Это местный живописец?
— Художник, действительно, родился в Ульяновской области, в селе Прислониха. Но масштаб его таланта гораздо значительней определения «местный». И география творчества весьма обширна. Вот, например, перед нами картина «Рим. Аппиева дорога».
— Какой интересный пейзаж! Кипарисы, сосны, горы на горизонте. Какие-то древние развалины, разрушенные античные статуи. Ослик на обочине мощёной камнем дороги. А почему она называется Аппиевой?
— Потому что её построил древнеримский консул Аппий Клавдий Цек. Это произошло в четвёртом веке до Рождества Христова. Дорога соединила Рим с южным портом Бриндизи, откуда римские корабли отправлялись в Грецию и Египет. Как видно на картине Аркадия Пластова, древняя трасса сохранилась до наших дней.
— А когда художник создал своё полотно?
— В 1957 году. Он тогда побывал в Италии как участник международной художественной выставки.
— Но ведь это было так давно! Может быть, сейчас уже всё по-другому!
— С пятидесятых мало что изменилось. Можно в этом убедиться, посмотрев последние фотографии Аппиевой дороги в интернете.
— И ослики вот так же возят тележки, как на полотне Аркадия Пластова?
— На этюдах, которые художник делал с натуры, не было повозки. Он привнёс эту деталь в картину позднее. Видимо, хотел сделать пейзаж живым и придать ему исторический оттенок. Это отсылка к прошлому.
— К тем временам, когда Аппиеву дорогу только что построили?
— Скорее, к тем векам, когда древняя мостовая стала местом паломничества.
— Паломничества?
— Да. На Аппиевой дороге принял мученическую смерть святой Севастиан. Также она связана с именем апостола Петра. По преданию, ученик Христа уходил здесь из Рима от преследователей и встретил Спасителя. «Куда Ты идёшь, Господи?» — спросил апостол. «Туда, где меня снова распнут», — услышал в ответ.
— И что же Пётр?
— Устыдился, что хотел избежать страданий за имя Христово. Повернул назад в Рим, где вскоре был распят. Позднее вопрос Петра «Куда идёшь?» — на церковнославянском «Камо грядеши?» — стал образным выражением, призывом задуматься — так ли ты живёшь, как заповедовал Спаситель? Думаю, эти слова вспоминал и Аркадий Пластов, когда писал свой пейзаж.
— Художник был христианином?
— Без сомнений. Аркадий Александрович из династии иконописцев. Годы учебы в духовной семинарии укрепили его веру. Даже в то время, когда на православных были гонения, художник посещал церковь, участвовал в богослужениях.
— Наверное, это было непросто.
— Жить в напряжении, в состоянии постоянного нравственного выбора всегда нелегко. И картина Аркадия Пластова «Рим. Аппиева дорога» напоминает об этом. Она символизирует человеческий земной путь под испытующим взглядом Создателя.
Картину Аркадия Пластова «Рим. Аппиева дорога» можно увидеть в Ульяновском областном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
26 ноября. О счастье
В воскресенье, 24 ноября, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новоосвященном храме святителя Николая Мирликийского в районе Бирюлево в Москве.
В своём пастырском слове по завершении богослужения Святейший патриарх говорил о подлинном человеческом счастье.
26 ноября. О жертве Иисуса Христа
В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец».
О жертве Христовой, — протоиерей Георгий Завершинский.